За налоговые правонарушения организации и предпринимателей будут штрафовать во внесудебном порядке
Работники Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ получили ко Дню народного единства подарок от законодателей — подписан Федеральный закон от04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров».
Благодаря этому закону с нового года органы ФНС России смогут без обращения в арбитражный суд взыскивать штрафы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правда, речь идет о тех случаях, когда размер причитающейся к уплате суммы не превышает для индивидуальных предпринимателей 5000 рублей, а для организаций 50 000 рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период. Это же правило действует и в отношении других нарушений законодательства о налогах и сборах.
Аналогичное право в отношении задолженностей по страховым взносам получили и территориальные органы ПФ РФ.
Проблем будет меньше…У чиновников
Внесудебное взыскание, конечно, играет на руку налоговикам и работникам ПФ РФ, ведь сейчас для того, чтобы взыскать с налогоплательщика штраф, каким бы «копеечным» он ни был, они должны обращаться в суд. Процедура административного взыскания штрафов значительно упростит жизнь чиновникам, которым не нужно будет подавать заявление в арбитражный суд и собирать доказательства для процесса.
Повод для радости есть и у арбитражных судей, ведь работы у них должно убавиться. Например, в прошлом году налоговые споры составили почти половину всех арбитражных дел. Но это было в условиях, когда налоговые инспекции должны были подавать в суды заявления о взыскании штрафов. А с 2006 года далеко не каждая наказанная на небольшую сумму фирма «пойдет на принцип» и будет оспаривать в суде решение налоговиков о взыскании штрафа, ведь расходы на судебную тяжбу могут превысить саму сумму штрафа.
Оштрафуют по-новому
Теперь процедура взыскания штрафов, не превышающих 50 000 рублей (для организаций) и 5000 рублей (для предпринимателей) будет выглядеть следующим образом.
Установив вину налогоплательщика в совершении правонарушения, налоговики выносят решение о привлечении его к ответственности. Затем принимается решение о взыскании налоговой санкции, то есть штрафа. Налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, где указывается срок, за который он может уплатить его добровольно.
Если штраф так и не был уплачен, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению. Для этого налоговики выносят специальное постановление, которое в течение пяти дней направляется судебному приставу-исполнителю. В тот же срок копию постановления направят правонарушителю. Принудительное исполнение решения о взыскании исполняется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Сумма штрафа может взыскиваться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Если на этих счетах недостаточно денежных средств, штраф могут взыскать за счет иного имущества, которое принадлежит налогоплательщику, в порядке ст. 47 НК РФ.
Что касается взыскания штрафов, превышающих 50 000 рублей (для организаций) и 5000 рублей (для предпринимателей), то оно по-прежнему будет происходить в судебном порядке. Через суд будут штрафовать и граждан, не имеющих статуса предпринимателя.
С наказанием не согласен!
Конечно, право на судебное обжалование решений фискальных органов у налогоплательщиков никто не отнял. Оштрафованный может пожаловаться на действия работников ФНС России в арбитражный суд. Суд, в свою очередь, имеет право приостановить исполнение решения налоговой инспекции о взыскании штрафа.
Кроме того, обжаловать решение инспекции ФНС можно в вышестоящую инстанцию. В этом случае исполнение решения приостанавливается в обязательном порядке.
Какой бы способ обжалования (судебный или административный) ни выбрал налогоплательщик, он должен направить копию своей жалобы в орган, вынесший решение.
А как же Конституция?
Конечно, налогоплательщики восприняли новую процедуру наложения штрафов с гораздо меньшим энтузиазмом, чем чиновники.
Еще на стадии обсуждения проекта Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗвысказывалось мнение о том, что его положения отменяют в налоговом праве презумпцию невиновности. Ведь для того, чтобы оштрафовать организацию или гражданина, нужно установить их вину, а сделать это, как до сих пор считалось, вправе суд, но не административный орган.
Да и с позицией Конституционного Суда РФ новый закон вступает в явное противоречие. Судьи КС РФ высказались по данному вопросу вполне определенно: «...взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке; взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия» (Определение КСРФ от 14.12.2000 № 244-О).
При производстве по делу о налоговом правонарушении должна быть гарантирована государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), в том числе путем судебных процедур (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), обеспечивающих установление судом фактических оснований привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (Постановление КС РФ № 11-П от15.07.99).
Так что, вероятно, перед Конституционным Судом РФ еще будет поставлен вопрос о соответствии административного порядка взыскания штрафов основному закону страны.
В заключение отметим, что внесенные Федеральным законом от 04.11.2005№ 137-ФЗ изменения не касаются дел о взыскании штрафов, которые сейчас рассматриваются в арбитражных судах. На них распространяется законодательство, действовавшее до вступления в силу данного закона.