Пленум ВАС РФ принял документ, который стоит взять на заметку предпринимателям, отправляющим грузы по железной дороге (Постановление от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ»).
Для отправителей грузов особый интерес представляют вопросы их ответственности перед перевозчиками. ВАС РФ в числе прочих разъяснил эти вопросы в Постановлении от 06.10.2005 № 30.
Так, Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — Устав) обязывает грузоотправителя обеспечить своевременную загрузку поданных перевозчиком вагонов и контейнеров. За невыполнение этой обязанности отправитель отвечает по ст. 94 Устава.
1.Он должен уплатить штраф (например, 1/10 минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза).
2.Он уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения.
Но если отправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов или контейнеров не менее чем за два дня до погрузки, размер штрафа снижается на одну треть.
Как указали судьи, это положение относится исключительно к штрафу, а сбор в любом случае не подлежит уменьшению. Мало того, арбитражный суд не вправе уменьшить размер сбора в порядке ст. 333 ГК РФ по причине его несоразмерности последствиям совершенного нарушения. Объясняется это тем, что сборы, то есть невключенные в тариф ставки оплаты дополнительных операций или работ (ст. 2 Устава), не являются мерой имущественной ответственности.
Авария — уважительная причина
Впрочем, задержка отправителем подачи вагонов или контейнеров может быть вызвана уважительными причинами. В этом случае он не несет ответственности. Так, в соответствии со ст. 116 Устава отправитель освобождается от уплаты штрафа, если произошла авария, в результате которой прекратилась его основная производственная деятельность.
По мнению судей ВАС, подтверждать факт аварии отправитель должен актом, составленным «соответствующими государственными органами». Очевидно, в данном случае под государственными следует понимать и муниципальные органы. Таким образом, эта позиция ВАС не препятствует тому, чтобы отправитель представил в суд акт, составленный муниципальными чиновниками.
Отправителю также нужно будет предоставить суду доказательства того, что в связи с аварией его основная производственная деятельность была прекращена.
Заполняйте накладную правильно
Судьи высказали свое мнение и по поводу последствий неверного заполнения отправителем документов на груз.
Так, в соответствии сост. 98 Устава с отправителя, который исказил в транспортной железнодорожной накладной наименование груза или сведения о его свойствах (например, для того, чтобы снизить стоимость перевозки), взыскивается штраф.
Согласно позиции ВАС виновный должен отвечать по ст. 98 Устава независимо от того, был ли в результате его действий причинен ущерб или создана аварийная ситуация. Отправителя, уличенного в искажении сведений в накладной, не освободят от штрафа ни ссылки на то, что перевозчик не понес никаких убытков, ни то, что убытки были перевозчику возмещены.
Если груз переоценили
Неприятности ждут отправителя, который намеренно завысил ценность груза.
Статьей 96 Устава предусмотрено, что перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке, в частности, в размере объявленной ценности груза. Отправитель указывает ее в описи по форме ГУ-112 (Приказ МПС РФ от18.06.2003 № 40 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью»). Чем выше объявленная ценность груза, тем больше размер возмещения ущерба, который может потребовать его отправитель. Так что его заинтересованность в том, чтобы увеличить объявленную ценность, вполне очевидна.
Таким образом, может возникнуть следующая ситуация: отправитель указал в описи объявленную ценность, которая намного превышает действительную стоимость груза. После того как груз был утрачен или поврежден, отправитель требует возместить его объявленную ценность. На то, чтобы предотвратить такие действия, направлено следующее разъяснение ВАС: значительное завышение отправителем ценности груза арбитражный суд может квалифицировать как злоупотребление правом. В таком случае отправителю будет отказано в защите его права на возмещение ущерба (ст. 10 ГК РФ).