Меры по обеспечению безопасности фирмы не должны нарушать право работников на неприкосновенность частной жизни.
Стремление руководства фирмы обезопасить свои секреты от конкурентов вполне естественно. Но порой принимаемые для этого меры граничат с незаконным вторжением в личную жизнь или дискриминацией работников.
К примеру, столичные кадровики часто включают в список требований к соискателям регистрацию по месту жительства в Москве, полагая, очевидно, что это гарантирует благонадежность будущего сотрудника. Но такие требования нарушают установленный ст. 3 Трудового кодекса РФ запрет на дискриминацию по признаку происхождения, возраста, места жительства, а также по другим признакам, не связанным с деловыми качествами работника.
Другое нарушение заключается в требовании рекомендаций от бывших работодателей. Нарушением закона будет такая, например, формулировка в объявлении о вакансии: «Наличие рекомендаций с предыдущего места работы обязательно». Согласно ст. 65 ТК РФ от работника можно требовать только те документы, которые предусмотрены федеральным законодательством (паспорт, трудовая книжка, свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет, документ об образовании и др.). Поэтому кандидату на замещение вакансии нельзя отказать в приеме на работу только потому, что у него нет рекомендаций.
Ничего, кроме правды…
Некоторые организации, работа в которых предполагает особую ответственность (банки, охранные фирмы и т. п.), взяли на вооружение прибор из арсенала спецслужб — полиграф, или «детектор лжи». При этом предлагая кандидату на должность пройти проверку, его зачастую предупреждают о том, что в случае отказа он будет исключен из числа соискателей.
Могут проводиться и периодические проверки штатных сотрудников. В таком случае администрация организации нередко преподносит эту процедуру как общеобязательную.
В принципе добровольная проверка на полиграфе соискателей или работников закону не противоречит. Однако с правовой точки зрения основное требование при ее проведении — это добровольность. Ведь процедура проверки на полиграфе связана с выяснением о работнике информации сугубо личного характера, но при этом полученный результат не имеет прямого отношения к его профессиональным качествам.
Следовательно, отказ в приеме на работу в связи с нежеланием пройти проверку на «детекторе лжи» является нарушением закона. Хотя соискателю, который решит обжаловать этот отказ в суде, будет очень непросто доказать, что его не приняли только потому, что он не согласился пройти проверку на полиграфе. Точно так же и нежелание работника пройти проверку — это не основание для увольнения.
Можно ли уволить за вранье?
Принимая гражданина на работу, кадровики предлагают ему заполнить учетную карточку по форме № Т-2. В ней отражены основные сведения, которые по замыслу законодателя работодатель должен знать о своих сотрудниках (образование, семейное положение, адрес и др.).
При этом п. 11 ст. 81 ТКРФ разрешает уволить работника, представившего работодателю подложные документы или заведомо ложные сведения при заключении трудового договора. Однако положения этого пункта нельзя толковать буквально. Бывает, например, что руководитель фирмы, узнав о том, что его сотруднику, который при приеме в штат не упомянуло своем обучении в вузе, понадобился учебный отпуск, пытается уволить его, ссылаясь на представление заведомо ложных сведений.
Однако в данном случае положение п. 11 ст. 81 ТК РФ нужно соотносить с конституционным правом на образование, а также с запретом на дискриминацию по признакам, не связанным с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ). Поэтому нельзя уволить сотрудника, скрывшего от кадровиков, что он является студентом или, например, что у него есть несовершеннолетние дети.
За работником нужен глаз да глаз
Порой для обеспечения корпоративной безопасности бывает необходим сбор информации о сотрудниках, контроль за ними с помощью видеокамер наблюдения или контроль посещаемых ими сайтов сети Интернет в рабочее время.
Пункт 4 ст. 86 ТК РФ разрешает работодателю в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, получать и обрабатывать данные о частной жизни работника сего письменного согласия. Однако это возможно только при соблюдении некоторых условий.
1. Любые персональные данные о работнике можно получить только от него самого. Собирать информацию у третьих лиц можно опять же только с согласия работника. Это согласие нужно оформить надлежащим образом: конкретные меры по сбору информации (применение видеокамер, просмотр писем на служебном e-mail и др.) нужно отразить в трудовом договоре, атак же в документе, который регулирует вопросы безопасности на предприятии. С ним должен быть ознакомлен каждый сотрудник при приеме на работу.
2. Сбором конфиденциальной информации должно заниматься только специально уполномоченное подразделение фирмы. Нужно учитывать, что выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых и иных контрактов — это разновидность частной детективной деятельности (п. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.92 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). А частный сыск — прерогатива специализированных организаций и созданных в фирмах служб безопасности. Так что собирать сведения о сотрудниках должна корпоративная служба безопасности, устав которой должен быть согласован с органами внутренних дел (ст. 14 Закона РФ от 11.03.92 № 2487-1).
3. Собирая информацию о работнике, нужно знать меру. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни (п. 4 ст. 86 ТК РФ).