На днях арбитры ФАС Западно-Сибирского округа разместили на своем сайте проект аналитической справки по обобщению судебной практики по применению главы 25 НК РФ за 2011 г. и I квартал 2012 г. Мы отобрали вопросы, касающиеся начисления амортизации по основным средствам.
Транспортные средства и их регистрация
Вопрос, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора, всегда оставался спорным. И не случайно, что такую ситуацию Федеральный арбитражный суд Западного-Сибирского округа включил в свой обзор.
Суть спора
Организация купила бульдозер. После принятия его на баланс стали начислять по нему амортизацию, причем и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Кроме того, при расчете налога на прибыль организация учла расходы на приобретение дизельного топлива для бульдозера. Однако транспортное средство зарегистрировали в органах Гостехнадзора после принятия машины на баланс.
В ходе налоговой проверки инспекторы исключили из расходов сумму амортизации, а также затраты на покупку топлива. Свои действия налоговики аргументировали тем, что компания не имела права принимать к учету бульдозер до его регистрации в органах Гостехнадзора. Следовательно, указанные расходы экономически необоснованны. Компания не согласилась с таким подходом и обратилась в суд.
Первая инстанция: налоговики не правы
Судьи первой, а впоследствии и апелляционной инстанции поддержали организацию и признали действия инспекции неправомерными. Для целей налогообложения прибыли момент начисления амортизации зависит от даты ввода основного средства в эксплуатацию. Об этом говорится в п. 4 ст. 259 НК РФ: начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию.
Таким образом, начисление амортизации по основному средству, которое фактически готово к эксплуатации и которое организация может использовать в своей деятельности, правомерно. Конечно, при условии, что факт введения основного средства в эксплуатацию документально подтвержден. Напомним, что для этого нужно составить акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).
В рассматриваемой ситуации у организации были все подтверждающие документы о приобретении и вводе машины в эксплуатацию (договор поставки, товарная накладная, акт приема-передачи), а расходы на покупку топлива подтверждены путевыми листами. Поэтому амортизационные отчисления и затраты по списанному дизельному топливу были правомерно учтены при расчете налога на прибыль в составе расходов. Момент регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора роли не играет.
Кассация: важен факт регистрации в Гостехнадзоре
Налоговиков не устроило такое судебное решение, и они обратились в кассационную инстанцию. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.02.2011 № А27-4817/2010 встал на сторону проверяющих. Логика арбитров строилась не только на нормах налогового законодательства. Отправной точкой послужили положения ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете.
Судьи указали, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ).
Срок полезного использования объекта основных средств организация определяет при его принятии к бухгалтерскому учету. Причем срок службы объекта устанавливается в том числе исходя из нормативно-правовых и других ограничений его использования (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Руководствуясь приведенными нормами, арбитры пришли к выводу, что начало срока полезного использования объекта основных средств налогоплательщик устанавливает самостоятельно, но с учетом нормативно-правовых и других ограничений. В данной ситуации таким ограничением служат Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.95 (далее — Правила). Этот документ разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ».
В пункте 2.15 Правил сказано, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещена. Компания как собственник бульдозера приобретала право на его эксплуатацию только после регистрации машины в органах Гостехнадзора. Значит, срок полезного использования в целях налогообложения прибыли не может отсчитываться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.
Есть ли альтернатива?
Интересно, что по рассматриваемой проблеме специалисты Минфина России поддерживают налогоплательщиков. По мнению финансистов, законодательством не установлена необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них. Что касается постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938, оно регулирует порядок регистрации самого автотранспорта в государственных органах. Поэтому организация вправе начинать начислять амортизацию по транспорту с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816).
Между тем налоговики всегда были против такого подхода и рекомендовали начислять амортизацию только после регистрации транспортных средств в ГИБДД или органах Гостехнадзора (письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625).
Судебная практика в большинстве округов складывается в пользу налогоплательщиков. Арбитры указывают, что ввод автотранспорта в эксплуатацию не связан с его регистрацией. Регистрация в ГИБДД (Гостехнадзоре) носит исключительно информационный (учетный) характер. Поэтому она не зависит от регистрации прав на автотранспорт.
Из приведенной на с. 25 таблицы видно, что только в Западно-Сибирском округе судьи иногда поддерживают налоговиков.
Ищем границу опасных объектов
Вторая ситуация, которую арбитры ФАС Западно-Сибирского округа включили в обзор, касается амортизации основных средств, используемых организацией в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Для таких объектов предусмотрен повышающий коэффициент при начислении амортизации (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Его размер не может быть больше 2. Соответственно сумма амортизационных отчислений у компаний, использующих данный коэффициент, будет больше, что позволяет снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Естественно, у налоговиков к таким расходам повышенное внимание.
Минфин России: что первично, а что вторично
Одним из проблемных при начислении амортизации является вопрос о применении специального коэффициента при амортизации опасных производственных объектов, изначально предназначенных для использования в условиях агрессивной среды.
В подпункте 1 п. 1 ст. 259.1 НК РФ содержится понятие агрессивной среды для целей налогообложения прибыли. Под ней понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации.
К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) аварийной ситуации.
В письме от 14.10.2009 № 03-03-05/182 специалисты Минфина России разъяснили, как определяется граница агрессивной среды. Если она находится в непосредственном контакте с оборудованием, то такое основное средство представляет собой в рабочем режиме опасный производственный объект, а его границы являются механической границей агрессивной среды. При выполнении техники безопасности при работе с опасными объектами агрессивная среда за пределы оборудования выходить не должна.
В таком случае иное имущество, находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой. Применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 2 для таких основных средств необоснованно.
Финансисты рекомендовали компаниям при использовании специального коэффициента учитывать еще один факт. Если конкретное оборудование предназначено для работы в контакте с опасной средой и используется в режиме, установленном документацией производителя, эта среда не может рассматриваться как причина ускоренного (по сравнению с установленным производителем) износа такого оборудования или источник аварийной ситуации.
Исходя из этого Минфин России пришел к выводу, что применение повышающего коэффициента 2 правомерно, если оборудование используется:
- в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя;
- для работы в контакте с опасной средой и изначально объект не предназначался для эксплуатации в подобных условиях.
Аналогичной позиции придерживаются и налоговики (письмо ФНС России от 17.11.2009 № ШС-17-3/205).
Позиция судов
Указанную позицию Минфина России активно используют налоговики. Однако компаниям удается успешно оспаривать в судах приведенный подход чиновников. Один из таких примеров включили в свой обзор арбитры Западно-Сибирского округа (постановление от 24.01.2012 № А75-786/2011).
Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика. По смыслу п. 7 ст. 259 НК РФ основанием для применения повышающего коэффициента являются два различных фактора:
- воздействие агрессивной среды, под которой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияющих на основные средства;
- воздействие агрессивной технологической среды, то есть нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой.
Обратите внимание: в рассматриваемом постановлении арбитры сослались на п. 7 ст. 259 НК РФ, который регулировал правила применения повышающего коэффициента по основным средствам, работающим в условиях агрессивной среды, до 1 января 2009 г. После внесения изменений в главу 25 НК РФ эти правила перенесены в подп. 1 п. 1 ст. 259.1 НК РФ, но смысл их не изменился. Поэтому позиция суда актуальна и сейчас.
Исходя из приведенной нормы судьи пришли к выводу, что степень изначальной (по техническим параметрам) адаптированности основного средства к воздействию агрессивной технологической среды значения не имеет. Организация при начислении амортизации правомерно использовала повышающий коэффициент 2.
Мы проанализировали арбитражную практику по обозначенной проблеме и решили, что суды всех округов поддерживают в этом вопросе налогоплательщиков, и составили таблицу выигранных компаниями дел с разбивкой по округам.
Реквизиты постановления ФАС |
В пользу
|
В пользу
|
Примечание |
ЗападноСибирский округ | |||
от 17.02.2011 № А274817/2010 |
|
+ |
|
от 04.10.2010 № А27975/2010 |
+ |
|
|
от 18.06.2010 № А2719317/2009 |
|
+ |
|
от 03.05.2005 № А2721446/20046 |
|
+ |
|
от 23.03.2005 № Ф041621/2005(9589А2723) |
+ |
|
|
СевероЗападный округ | |||
от 08.05.2008 № А5618079/2007 |
+ |
|
Определением ВАС РФ от 17.09.2008 № 11149/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ |
от 25.12.2006 № А055787/200618 |
+ |
|
|
от 07.11.2005 № А5644438/2004 |
+ |
|
|
СевероКавказский округ | |||
от 29.05.2007 № А01257820046 |
+ |
|
|
Московский округ | |||
от 07.09.2010 № А40152876/09131221 |
+ |
|
|
от 23.06.2006 № А4066381/05151155 |
+
|
|
|
Уральский округ | |||
от 24.09.2007 № А6036582/06 |
+ |
|
|
от 15.01.2007 № А713798/06 |
+ |
|
Определением от 05.04.2007 № 3626/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ |
Округ |
Реквизиты постановлений ФАС |
ЗападноСибирский |
от 24.01.2012 № А75786/2011 |
от 23.03.2009 № А4611259/2007 | |
ВосточноСибирский |
от 03.03.2005 № А105365/03Ф02649/05С1 |
Дальневосточный |
от 02.08.2011 № Ф032558/2011 |
Поволжский |
от 13.12.2011 № А6526530/2010 |
от 07.07.2011 № А6520407/2010 | |
Московский |
от 30.01.2012 № А40124762/1090697 |
от 09.11.2011 № А4011990/1111539 (Определением от 27.02.2012 № ВАС1840/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) | |
от 12.08.2011 № А40107482/10114591 (Определением от 08.12.2011 № ВАС15800/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) | |
от 27.10.2010 № А4021186/10140177 | |
от 21.09.2010 № А40169733/091291345 | |
от 03.09.2008 № А4063848/07140365 | |
Уральский |
от 29.01.2008 № А764441/07 (Определением ВАС РФ от 03.06.2008 № 6567/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) |