Бывают случаи, когда основные средства не участвуют в производственном процессе, то есть по какой-либо причине временно не эксплуатируются. В этой ситуации расходы в виде амортизации неэксплуатируемого основного средства могут уменьшать базу по налогу на прибыль организаций. Об этом Письмо Минфина РФ от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/236.
Раньше мнение налоговых органов по вопросу списания на расходы начисленной амортизации по неиспользуемым основным средствам (далее — ОС) было однозначным. Амортизацию следовало учитывать в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, лишь в те месяцы, когда ОС использовались в деятельности организации. Если фирма начислила амортизацию по имуществу, которое не экспортировалось для ведения деятельности (оно не исключалось из состава амортизируемого имущества), то эта амортизация не относилась на расходы для целей налогообложения прибыли (п. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, сейчас отмененных). Следовательно, данные затраты организация теряла.
Но еще до того как Методические рекомендации утратили силу, позиция налоговых органов стала меняться в пользу налогоплательщиков. Чаще всего простой оборудования связан с сезонным характером работ (когда основные средства используют, к примеру, только шесть месяцев в году) или особенностями технологического цикла на предприятии. В этих ситуациях фирма имеет право начислять амортизацию по основным средствам в налоговом учете. Дело в том, что исключить ОС из состава амортизируемого имущества необходимо только в трех случаях (п. 3 ст. 256 НК РФ), если оно передано:
— в безвозмездное пользование;
— на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
— находится на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
При расчете налога на прибыль суммы амортизации, начисленные по такому имуществу, можно включить в состав расходов. Ведь фирма перестала использовать ОС лишь на некоторое время и в силу объективных обстоятельств. А значит, амортизационные отчисления в этом случае отвечают требованиям ст. 252 НК РФ. Они экономически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К такому выводу пришли налоговики в Письме МНС России от 27.09.2004 №02-5-11/162).
Окончательную ясность внесло Письмо Минфина от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236. Финансисты полностью согласились с мнением налоговиков, подчеркнув, что простой основных средств должен быть обоснованным и к тому же должен являться частью производственного цикла организации. К обоснованному простою можно от нести, например, простой, вызванный ремонтом ОС, а также когда производственный цикл включает в себя подготовительную фазу.
В Письме также сообщается, что организации, которые не учитывали амортизацию по простаивающему имуществу в целях налогообложения прибыли, вправе вернуть или зачесть переплату по налогу на прибыль. Пересчитав налоговую базу, плательщик обязан внести дополнения и изменения в декларацию по налогу на прибыль. Внесение этих изменений, уменьшающих начисленные ранее суммы налога, служит основанием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога. Налоговики не могут отказывать в принятии налоговой декларации. К тому же они обязаны сделать на копии декларации отметку о принятии декларации и поставить дату ее представления.
Плательщик может подать заявление о возврате излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Ввиду того что операции по возврату схожи с операциями по зачету, заявление о зачете организация может подать также в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Аналогичного мнения придерживается ВАС (Постановление ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04). Суд принял решение, что суммы излишне уплаченного налога принимаются в зачет на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы могут производить зачет налога самостоятельно. Излишний налог возвращается налогоплательщику также по его заявлению, которое подается в течение трех лет со дня уплаты налога.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет суммы налога представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом налоговых платежей, уплаченных ранее.
В свою очередь, возврат заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных налогов.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий нет, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Учитывая, что право налоговиков на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.