Начиная с 2005 года российские предприятия могут переделать старую шутку на новый лад, признав, что хотя курица, возможно, и не совсем птица, но зато Белоруссия стала самой настоящей заграницей. По меньшей мере применительно к порядку исчисления НДС по операциям между российскими и белорусскими компаниями. Правда, на практике организациям, которые имеют в качестве контрагентов поставщиков или покупателей из Республики Беларусь, уже восемь месяцев совсем не до шуток. Ведь в налоговых отношениях двух стран произошла глобальная перемена.
Свершился переход на принцип взимания НДС по стране назначения, и уплата этого налога стала осуществляться импортером товара. Соответственно российскому экспортеру надлежит, предоставив определенное количество документов, подтвердить, что товар вывезен из России в Белоруссию и что белорусский контрагент надлежащим образом исполнил свои обязательства по уплате налога. В этом случае по данной операции реализации ставка НДС будет нулевой.
Казалось бы, особых проблем это вызвать не должно было, поскольку именно таким образом много лет уплачивается этот косвенный налог при ввозе товаров из всего остального зарубежья — как дальнего, так и ближнего. Но наделе выходит иначе. Основная сложность данной ситуации состоит в том, что при «классическом» варианте внешнеэкономической поставки импортер уплачивает НДС таможенным органам при пересечении товаром таможенной границы РФ. А между Россией и Белоруссией такой границы попросту нет. Так что получателем НДС от импортера и органом, контролирующим правильность оформления документов и применения нулевой ставки НДС по этим операциям экспортерами, стала налоговая служба каждой из стран в лице ее территориальных инспекций.
И вот тут-то и начинается главное «веселье». Те, кто хотя бы раз занимался растаможиванием груза или даже всего лишь наблюдал, как это делают брокеры, наверняка мог прочувствовать, во-первых, что это совсем не просто, во-вторых, насколько же четкой должна быть организация процесса как со стороны декларанта, так и со стороны таможенных органов! Поскольку последние много лет специализируются на решении вопросов, связанных со взиманием таможенных платежей (включая НДС), то вся контролируемая ими процедура пусть и является сложной и требующей специальных знаний, но формализована и, как правило, стандартна. Во всяком случае, имеется ряд легитимных способов провести «растаможку» оперативно и без значительных внеплановых потерь.
Налоговые же органы, как представляется, оказались не слишком готовыми к тому, чтобы заниматься глобальным ворохом документации, обрушившейся на них в связи с вступлением в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров1. Да и Положение о порядке взимания косвенных налогов, которое утверждено этим Соглашением и призвано регламентировать правила оформления документов и исчисления НДС, некоторые важные аспекты даже не затрагивает. В результате спустя 8 месяцев после начала действия нового порядка все еще остаются нерешенные моменты. По некоторым практическим вопросам налогоплательщики вынуждены руководствоваться не всегда бесспорными разъяснениями налоговых органов и Минфина РФ, содержащимися в письмах, которые по определению не являются нормативными актами. И это при том, что Соглашение имеет статус международного акта и его положения имеют приоритетную силу по сравнению с национальным законодательством.
Итак, что мы имеем на официальном уровне?
Надо признать, что в Соглашении, Положении и Федеральном законе № 181-ФЗ, ратифицировавшем Соглашение, достаточно четко разъяснен ряд основных принципов.
Например, Законом зафиксировано, что новый порядок применим только для товаров, происходящих из территории обеих стран. Это означает, что товары, ввозимые из Белоруссии в Россию (или вывозимые в обратном направлении), но происходящие из третьих стран, проходят таможенное оформление и с них уплачиваются таможенные платежи в общем порядке, как при «обычном» импорте. И таможенные органы это тщательно отслеживают, о чем свидетельствует Письмо ФТС от 27.01.2005 № 01-06/1958.Чтобы исчерпать данный аспект, нужно добавить, что признаками происхождения товаров с территории России или Белоруссии могут быть следующие:
а) товары полностью произведены на территории одной из стран;
Цитата
«Российская Федерация исходит из того, что под термином «товары» в указанном Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств сторон, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года».
Из Письма ФТС от 27.01.2005 № 01-06/1958
б) товары подверглись обработке на территории одной из стран с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий, происходящих из третьих стран, но после обработки произошло изменение принадлежности товаров по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хотя бы одному из четырех первых знаков;
в) товары произведены из вышеуказанного сырья, материалов и комплектующих изделий, но их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров2.
Однако оговорку насчет того, что надлежит понимать под термином «товары», сделала именно Россия. Может возникнуть вопрос: действует ли данное положение только для российских предприятий (предпринимателей) или распространяется также на белорусские. Оказывается, согласно ст. 21 Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) оговорка изменяет положения договора, к которым она относится, как для сделавшего ее, так и для другого участника. Так что в этом отношении ситуация одинакова и для россиян, и для белорусов.
Другим четко определенным моментом является то, что в отношении работ и услуг, являющихся предметом договора между российскими и белорусскими фирмами, продолжает действовать прежний порядок и применяется национальное законодательство (в Российской Федерации — ст. 148 НК), поскольку упомянутый в Соглашении протокол, призванный урегулировать порядок их налогообложения, пока не оформлен. На этот момент обратил внимание Минфин РФ в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 19.05.2005 №03-04-08/124.
Что касается прочих правил и принципов, установленных в Положении, то при всей их кажущейся стройности и проработанности практика выявила множество фактически неурегулированных «тонкостей», которые в значительной степени нарушили устоявшиеся хозяйственные связи между предприятиями двух стран и привели к значительному падению объема торгового оборота в межгосударственном масштабе. Во всяком случае, многие годами шлифовавшиеся отношения теперь уже невозможно продолжать в прежней форме, а нередко они и вовсе прекращаются, дабы избежать убытков кого-то из контрагентов.
Цитата
«Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услугот 15.09.2004 (далее— Соглашение) порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ, оказанию услуг действуют нормы национальных законодательств государств— участников Соглашения.
Учитывая, что до настоящего времени указанный протокол не вступил в силу, операции по реализации исключительных авторских прав на использование программных компонентов, оказываемые российской организации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
Из Письма Минфина РФ от 19.05.2005 № 03-04-08/124
При этом сказанное справедливо как для экспортеров, так и для импортеров. Просто возникающие проблемы и технические «неувязки» у них разные. Попробуем представить их обобщенный анализ.
Нулевая ставка: а ну-ка подтверди!
Установленный порядок подтверждения права применения нулевой ставки НДС экспортерами по своим общим правилам напоминает алгоритм такового, прописанный в ст. 165 НК РФ. Так, декларация по ставке 0 процентов при экспорте в Белоруссию тоже подается лишь тогда, когда собраны все документы. До этого момента экспортер не имеет права на вычет НДС по товарам, работам и услугам, использованным в производстве (реализации) продукции, отгруженной белорусским покупателям. Но зато и показывать сумму предъявленных покупателям счетов-фактур в качестве выручки от реализации он не обязан.
Зато он должен после осуществления отгрузки в ближайший срок, установленный для представления налоговой отчетности по НДС, информировать налоговые органы о том, что совершил операцию, по которой в перспективе собирается обосновывать нулевую ставку, одновременно с обычной декларацией представив декларацию по нулевой ставке НДС. Заметим, что, вероятно, именно переход на уплату НДС по принципу «страны назначения» побудил наконец Минфин внести соответствующие изменения в довольно долго продержавшиеся форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению, одновременно исправив некоторые ляпы, выявленные в них за период существования. Печально лишь то, что регистрацию в Минюсте приказ прошел только 7 апреля 2005 года, а опубликован был и вовсе 14 апреля. Весь первый квартал налогоплательщики обходились прежними формами с «заплатками», разработанными Минфином и доведенными Письмом ФНС РФ от 10.02.2005 № 03-04-08/21. Но, конечно, лучше поздно, чем никогда.
В разделе3 обновленной формы Декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, утв. Приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 31 н, экспортер указывает данные по товарам, реализуемым в Республику Беларусь, по которым в течение истекшего налогового периода счета-фактуры были зарегистрированы в налоговых органах. Причем на каждую операцию по отгрузке товаров (то есть по каждому выставленному покупателю счету-фактуре) оформляется отдельный лист раздела 3 (п. 36 Инструкции, утвержденной Приказом № 31 н).
Необходимая налоговикам предварительная информация довольно подробна. Сумма отгрузки приводится в строке 040, строка 050 предназначена для указания даты отметки налогового органа на счете-фактуре, выставленном белорусскому покупателю, а в строке 70 перечисляются все контракты, имеющие отношение к экспортной операции.
Кроме того, должна быть приведена развернутая информация обо всех товарах (работах, услугах), использованных в производстве (реализации) продукции, отгруженной в Республику Беларусь (вплоть до реквизитов счетов-фактур и ИНН поставщиков).
По истечении 90 дней экспортер заполняет либо раздел1 Декларации по НДС поставке 0 процентов(если к этой дате пакет документов собран), либо раздел2 (если пакет скомпоновать не удалось). Соответственно во втором случае применение нулевой ставки считается неподтвержденным, и нерасторопному налогоплательщику придется начислить налог «изнутри» по расчетной ставке 10/110% или 18/118%, а результат, сформированный в строках 570 (к уплате) или 580 (к уменьшению) с учетом вычета «входящего» НДС перенести в обычную декларацию по НДС. Вдобавок экспортер уплачивает пени с даты фактической отгрузки товара в Белоруссию. Теперь, после выполнения своих обязательств перед бюджетом, он может продолжать сбор документов для подтверждения нулевой ставки. Правда, налог ему вернут (если он «уложится» с подачей декларации и заявления в трехлетний срок, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ), а пени (и штрафы, если неправомерность применения нулевой ставки была выявлена камеральной проверкой) — нет. Об этом недвусмысленно было заявлено в п. 11 Письма ФНС РФ от 31.05.2005 № ММ-б-03/450.
Кстати, в составе документов для подтверждения нулевой ставки при «обычном» и «белорусском» экспорте имеются существенные различия. А поскольку ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров над национальным законодательством, то готовить надо следующие бумаги:
• договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
• выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
К сведению!Плюсом Положения является то, что в нем предусмотрено два альтернативных безналичному перечислению варианта расчетов:
А) оплата наличными (тогда нужна выписка банка (или ее копия), подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров);
Б) бартерные расчеты (в этом случае российский налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их принятие научет).
Минусом, как будет показано далее, следует считать то, что в практике торговли существуют и иныеформы погашения задолженности за товар, которые здесь не упомянуты.
• третий экземпляр заявления о ввозе экспортированного товара на территорию Белоруссии с отметкой белорусского налогового органа, подтверждающей либо уплату косвенных налогов в полном объеме, либо наличие освобождения ввезенных товаров от налогообложения;
• копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
• иные документы, предусмотренные национальным законодательством РФ или РБ.
Перечисленные документы вместе с налоговой декларацией по НДС по нулевой ставке подаются в налоговые органы в значительно более короткий срок, чем при «классическом» экспорте, — в течение 90 дней со дня отгрузки. Хорошо еще, что инспекции обязаны принимать не только оригиналы, но и копии, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера, поскольку так распорядилась ФНС РФ, сообщив об этом в Письме от 27.01.2005 № 01-06/1958. Во всяком случае, это дает предприятию шанс сделать вторую попытку.
В Положении все выглядит замечательно, четко и гладко. Однако практика выявила, что отдельные, вполне «мирные» документы при контакте с налоговыми органами способны вызвать такие проблемы, решение которых затянется гораздо дольше разрешенных трех месяцев. А те аспекты оформления документов и налогообложения по сделкам с белорусскими контрагентами, которые Положением почему-то не регламентированы, как это ни печально, открыли налоговикам возможность проявлять недюжинную изобретательность в создании экспортерам препятствий при возмещении экспортного НДС.
Например, удивительно, что даже банковские выписки могут стать причиной конфликта экспортера с налоговиками. Дело в том, что в Положении дословно говорится о фактическом поступлении выручки от покупателя. Налоговые органы на местах на этом основании делали вывод об утрате экспортером права на нулевую ставку в случае, если денежные средства в силу любых причин поступили от третьего лица (например, посредника или дебитора в порядке взаиморасчетов). Правда,
ФНС РФ заняла более либеральную позицию, разъяснив в п. 10 Письма от 31.05.2005 № ММ-б-03/450, что наличие выписки о поступлении денег от третьего лица может служить основанием для отказа в применении ставки 0 процентов «только при условии, если налоговым органом с учетом фактических обстоятельств конкретной поставки будет доказано, что третье лицо действовало не в интересах лица— покупателя экспортированных товаров». В каком порядке и где специалисты налогового ведомства должны (могут) доказывать данные обстоятельства и, главное, кто будет оценивать эти доказательства (разве что сразу суд?), до сих пор неизвестно. Заметим, что при экспортных операциях с другими странами подобные ситуации возникают в порядке вещей и решаются элементарно — путем представления налогоплательщиком дополнительных документов, подтверждающих характер взаимоотношений поставщика и плательщика.
На практике ссылку на ненадлежащее содержание банковской выписки как основание для отрицательного решения по сделкам между российскими и белорусскими предприятиями налоговики по-прежнему используют весьма охотно.
Тем более что в том же Письме, но только при рассмотрении возможности подтверждения нулевой ставки при взаиморасчетах через третьих лиц (п. 12) республиканская налоговая служба заявила о невозможности применения нулевой ставки.
Правомерность такого подхода, как представляется, сомнительна. То, что в Положении упомянуты только три варианта расчетов, вовсе не означает, что в остальных случаях экспортер теряет право применять ставку налога 0 процентов. Просто в этой ситуации следовало бы руководствоваться последним пунктом перечня, предоставляя иные документы, «предусмотренные национальным законодательством государств Сторон», то есть обращаясь к ст. 165 НК РФ. Хотя против этого ФНС РФ категорически возражает. По ее мнению, изложенному все в том же Письме № ММ-б-03/450, применять перечень документов, приведенный в Налоговом кодексе РФ в отношении договоров между резидентами России и Белоруссии, нельзя, так как в международном Соглашении приведен свой список документов, который имеет большую силу. Но тогда непонятно, какие же документы, «предусмотренные национальным законодательством» и подтверждающие факт совершения внешнеэкономической сделки, подразумевались в Положении?
Из негативного отношения налоговых органов к участию посредников и прочих третьих лиц в экспорте товаров в Белоруссию вытекает и еще одна проблема. Экспортер должен получить от своего белорусского покупателя заявление с отметкой налоговых органов, с чем нередко возникают и организационные сложности, и задержки по времени. Но, в свою очередь, и российский поставщик должен обеспечить своего контрагента счетом-фактурой с отметкой налоговых органов. Иначе возникает замкнутый круг: белорусский покупатель не только не получит вычета по НДС, но и не сможет подать в свою налоговую инспекцию декларацию и соответственно получить и передать российскому поставщику необходимый ему для подтверждения нулевой ставки экземпляр заявления с необходимой отметкой.
В обычной ситуации экспортер представляет в налоговую инспекцию по месту своей постановки на налоговый учет счета-фактуры, выставленные покупателю, для проставления отметок, руководствуясь Порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.01.2005 № Зн. Заметим, именно по месту постановки на учет, а не по месту нахождения, даже в случае их значительной удаленности. И попытки налогоплательщиков апеллировать к здравому смыслу (мол, не возить же счета-фактуры за сотни километров) вызвали лишь сухой совет Минфина: отправляйте и получайте их по почте (Письмо ДНТТП Минфина РФ от 24.03.2005 № 03-04-08/64).
Циатата
«В случае территориальной удаленности налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, от места нахождения налогоплательщика счета-фактуры для регистрации следует направлять в указанный налоговый орган по почте заказным письмом с описью вложения. При этом согласно положениям Порядка в случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки. После проставления отметок на счетах-фактурах налоговый орган направляет их налогоплательщику также по почте».
Из Письма Минфина РФ от 24.03.2005 № 03-04-08/64
В связи с этим хотелось бы напомнить, что счета-фактуры, как и всю прочую отчетную корреспонденцию, положено направлять заказным письмом с описью вложения. Однако ни для кого не секрет, что в некоторые налоговые инспекции такие письма никогда не попадут ввиду отсутствия в них работника, который лично явится на почту за подобным отправлением (доставку подобных писем почта обеспечивает не всегда). И тогда, полежав положенное время в ворохе недоставленных, конверт со счетами-фактурами в первозданном нетронутом виде вернется обратно экспортеру, которому придется все-таки самому отправиться в свою налоговую, если он вообще что-нибудь собирается подтверждать и не хочет подводить покупателя.
Если же экспорт осуществлен комиссионером, то логично было бы предположить, что он и должен заняться получением этих отметок. Оказывается, такой порядок тоже Положением не предусмотрен, а аналогия со ст. 165 Налогового кодекса РФ, где прописана такая возможность, по мнению контролирующих ведомств, неуместна. Отметку на счете-фактуре, выставленном посредником, следует получать по месту налогового учета собственника товара, причем в счете-фактуре в качестве продавца должен быть указан комиссионер, а в качестве грузоотправителя — собственник (Письмо ДНТТП Минфина РФ от 10.03.2005 № 03-04-08/44). Единственная радость, что физически этим комиссионер заниматься все же может, но только на основании доверенности собственника товаров — в качестве его представителя. Надо думать, что в этом случае придется включать в договор комиссии указание о том, что оформление документации по экспортной сделке входит в обязанность комиссионера. А то как бы налоговики не усмотрели здесь безвозмездного оказания посредником услуг комитенту по формированию подтверждающего нулевую ставку пакета...
Надо заметить, что технические проблемы возникают и с безобидными на первый взгляд товаросопроводительными документами. Несмотря на то что таможенный контроль на границе отсутствует, налоговые инспекции на местах зачастую «донимают» экспортеров требованиями о проставлении на этих документах отметок пограничных таможенных органов о пересечении границы. Но это требование входит в абсолютное противоречие с действующими нормами таможенного законодательства, поскольку в п. 19 «Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)» (утв. Приказом ГТК РФ от 21.07.2003 № 806), которая действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ, указано, что для подтверждения фактического вывоза товаров нужно предоставить ГТД или ее копию с отметками таможенных органов Республики Беларусь, что в случае экспорта российских товаров в Белоруссию невозможно. Так что «пострадавшим» экспортерам остается либо жаловаться в вышестоящие налоговые органы, либо, вооружившись нормативными актами, пытаться «достучаться» до специалистов своих инспекций.
Что же, если это можно считать утешением для поставщиков товаров в Белоруссию, то российским импортерам, работающим с контрагентами РБ, ничуть не легче. Просто заботы и проблемы у них совсем другие.
«Всех впускать, никого не выпускать»
Установив, что по факту ввоза товаров из Белоруссии в РФ (и из России в Беларусь) покупатель обязан исчислить НДС и уплатить его налоговым органам по месту своей постановки на налоговый учет, а также дополнив это правило перечнем документов, которые нужно представлять в инспекцию одновременно с декларацией, разработчики Положения, вероятно, сочли, что этого достаточно для управления процессом.
Учитывая, что речь идет о порядке уплаты налога в бюджет, а не о получении оттуда вычетов, зачетов и возвратов, действительно можно было бы ожидать отсутствия существенных недоразумений. Тем более что два основных момента, значимых при исчислении НДС, в Положении прописаны. Это дата определения налоговой базы (день принятия на учет ввезенных товаров, но не позднее срока, установленного национальным законодательством) и показатель, исходя из которого рассчитывается налог. Последний определен следующим образом: НДС исчисляется с суммы стоимости приобретенных товаров, в которую включаются следующие расходы (если они не были включены в цену сделки):
а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
б) страховая сумма;
в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Учитывая ранее складывавшиеся между российскими и белорусскими предприятиями отношения, покупатели с трудом способны воспринять тот факт, что при самовывозе товара расходы покупателя на доставку товара все равно включаются в облагаемый НДС оборот, хотя при этом и возникает НДС не на сумму реализации (выручки, дохода), а, наоборот, на сумму расходов импортера. Однако здесь ничего не поделаешь, косвенный налог по принципу страны назначения действительно платится при несении расходов, нарушая тем самым, казалось бы, саму сущность НДС (то есть при полном отсутствии у плательщика добавленной стоимости по данной операции). Впрочем, это правило, ставшее привычным для «обычного» экспорта, основано на положениях Закона РФ 21.05.93 № 5003-I «О таможенном тарифе». Причем, учитывая изложенное, сразу необходимо отметить, что не даст результата в виде снижения налогооблагаемой базы даже изменение порядка (момента) перехода права собственности на товар, что однозначно разъяснил Минфин РФ в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 07.04.2005 № 03-04-08/90.
В рассмотренной ситуации существует ясность. Да и вообще вопросам уплаты НДС посвящено шесть из восьми пунктов раздела Положения, определяющего порядок применения косвенных налогов при импорте.
Вопрос, связанный с импортом работ и услуг, решается практически так же, как и при экспорте, поскольку регламентируется одной и той же статьей Соглашения (вернее, содержащейся в ней ссылкой на ожидаемое оформление специального протокола). Различие состоит только в налогообложении операций, связанных с оказанием белорусскими компаниями услуг по обработке давальческого сырья. При ввозе результатов переработки заказчик, несмотря на то что получил услугу, все-таки должен будет уплатить НДС в бюджет. Правда, не с полной стоимости ввозимой продукции, а лишь с документально подтвержденной стоимости услуг по переработке, и это особо подчеркнуто в Положении.
Но можно назвать большое количество случаев, когда за отсутствием прямой регламентации или налоговое или финансовое ведомство вынуждено толковать тот или иной вопрос, но, к сожалению, делает это вразрез с требованиями ст. 3 НК РФ — совсем не в пользу налогоплательщиков.
Например, как и следовало ожидать, причиной множества конфликтов на практике является не порядок уплаты в бюджет начисленного с покупки НДС, а проблемы, связанные с формированием вычета на эту сумму. Изучение текста раздела 1 Положения позволяет убедиться, что этот сложнейший вопрос затронут мельком: разработчики в п. 8 ограничились отсылкой к национальному законодательству, сообщив, что именно оно регулирует порядок предоставления вычетов.
Сложности возникают уже с определением даты, когда вычет может быть применен. В Положении говорится о вычете сумм косвенных налогов, уплаченных по ввезенному товару. Позиция налоговых органов по этому поводу поистине гениальна: до момента предоставления в инспекцию в установленном порядке декларации, согласно которой уплачивается НДС, все осуществленные в бюджет платежи следует квалифицировать как ... переплату (п. 7 Письма ФНС РФ от 31.05.2005 № ММ-б-03/450). И только после сдачи декларации налог становится «фактически уплаченным» и его можно принять к вычету. А поскольку декларация, например за май, сдается в апреле, то именно в апреле сумма, попавшая в бюджет на КБК налога на добавленную стоимость по операциям с Белоруссией, будет считаться «уплаченным налогом». А из этого следует, что только в декларации за апрель (представляемой в мае) уплаченный НДС налогоплательщик сможет принять к вычету. Вот так изящно налоговые органы обеспечивают порядок, в рамках которого плательщики НДС систематически подкредитовывают государственный бюджет.
Дать беспристрастную оценку данного факта нелегко. Помнится, похожая ситуация в свое время складывалась с авансами в свете требования главы 21 НК РФ принимать к вычету НДС по авансам только в случае его уплаты в бюджет. Но применительно к данному вопросу налоговое ведомство сочло возможным считать «уплаченным» тот аванс, который включен в декларацию, тем самым разрешив «внутренние» зачеты авансов в реализацию в рамках налогового периода без уплаты живых денег в бюджет с их последующим зачетом (теоретически — или возвратом). В отношении же рассматриваемой ситуации подобного проявления доброй воли не последовало, что наталкивает на невеселые размышления, собирается ли кто-нибудь на самом деле осуществлять эти самые возвраты и зачеты сумм, уже поступивших в бюджет. Как говорится, ничего личного — у каждого своя работа и свои задачи. Но односторонность подхода налоговиков к «импортному» НДС и его источникам-налогоплательщикам, увы, проявляется и в других ситуациях.
Например, вполне актуальным является вопрос, в какой момент нужно начислить НДС к уплате и в какой момент его можно принять к вычету, если ввозимые товары импортер собирается использовать в своей деятельности в качестве основных средств. На первый вопрос ФНС РФ отвечает уверенно (вышеупомянутое Письмо № ММ-6-03/450, п. 1): поскольку моментом определения налоговой базы считается дата принятия на учет ввезенных товаров, то есть дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета, то импортеру не следует дожидаться, когда основные средства будут введены в эксплуатацию и отражены на счете01. Налог необходимо уплатить в бюджет по факту отражения в учете записи по счету 07 (если требуются монтаж и установка) или 08. То есть для целей начисления НДС «соответствующими» являются и эти счета бухгалтерского учета.
Совсем другой взгляд на бухгалтерские проводки выявляется при определении, когда можно вычесть столь оперативно начисленный налог. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 05.05.2005 № 03-04-08/111 уже разъясняет, что, как установлено п. 2 ст. 171 НК РФ, суммы НДС, уплаченные российским налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. А п. 1 ст. 172 определено, что вычет по основным средствам возможен только после их принятия на учет. Но, оказывается, для этих целей отражение имущества на счетах07 или 08 не является их «принятием на учет». В качестве аргумента предложено утверждение, что учтенные на данных счетах активы «фактически не используется для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость». Однако требование о «фактическом использовании» ни в процитированных ст. 171 и 172, ни вообще в главе 21 НК РФ не прописано! А уж подтвердить, для каких операций ввезенное оборудование предназначено, можно и после его отражения в качестве оборудования к установке или вложений во внеоборотные активы.
Тем более что для подобной ситуации существует не просто толкование судебной инстанции, а позиция, сформированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.2004 № 10865/03, согласно которому уже отражение оборудования на бухгалтерском счете07 является достаточным условием для формирования вычета по НДС. Правда, налоговое министерство в Письме от 28.07.2004 № 03-1-08/1876/14, сославшись на то, что Постановление ВАС РФ принято по конкретному делу, фактически заявило о своем принципиальном несогласии с данной позицией.
Хорошо еще, что давно уже выработанную (в том числе и силами судебных органов) точку зрения об отсутствии зависимости между оплатой импортного товара поставщику и получением права принять уплаченный в бюджет НДС к вычету применительно к торговле между Россией и Белоруссией не подвергли ревизии. Во всяком случае, пока именно таковы разъяснения ФНС РФ: вычет налога возможен и при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар (вопрос б в Письме № ММ-6-03/450).
Так что получается, что судебные перспективы доказывания правомерности вычета «сразу» у налогоплательщика хорошие, но убедить проверяющих не доначислять налог, штрафы и пени по подобным операциям ему вряд ли удастся.
Есть и еще пример, касающийся проблемы уплаты НДС по импорту из Белоруссии, совершенному субъектом упрощенной системы налогообложения (УСНО). Согласно п. 1 Положения «упрощенцы» (а также субъекты ЕНВД и лица, получившие освобождение) все равно платят данный налог. Это требование, как представляется, правомерно и обоснованно. И запрет на формирование вычета в части НДС, уплаченного в бюджет представителями УСНО и иных специальных режимов (например, обозначенный в п. 2 Письма ФНС РФ № ММ-6-03/450), тоже не вызывает особенного протеста — действительно, они ведь не могут получить вычет по национальному законодательству, следовательно, не вправе рассчитывать и на возврат уплаченного налога и при покупке белорусских товаров. Однако в случае, когда производится возврат товара, рассуждение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ (Письмо от 14.03.2005 № 03-04-08/49), основанное на том же положении законодательства о невозможности предоставления вычета компании, не являющейся плательщиком НДС, выглядит слишком уж натянутым. А тот момент, что при возврате товара ранее зафиксированная операция реализации подлежит аннулированию, в связи с чем уплаченный по ней НДС подлежит возврату налогоплательщику (именно возврату как необоснованно уплаченный, а вовсе не в режиме вычета), финансисты решили вообще не обсуждать.
Довольно близка к рассмотренной и ситуация с учетом переплаты по НДС и с ее зачетом в счет обязательств импортера по налогу с товаров, приобретенных у хозяйствующих субъектов Республики Беларусь. Налоговые органы отказывают во взаимозачетах «обычного» и «белорусского» НДС на основании того, что у них разный КБК (для операций с Белоруссией введен отдельный код бюджетной классификации). Заметим, что в неофициальных разъяснениях встречается и иное обоснование невозможности проведения такого зачета — отсутствие в Соглашении и Положении такого способа уплаты налога по операциям с Белоруссией, как зачет излишне уплаченного налога. По мнению автора, это вовсе не причина, поскольку Соглашение вообще не регламентирует порядок физической уплаты денег в бюджет: в нем регламентированы лишь основные принципы налогообложения, организация контроля и общие аспекты внесения изменений и дополнений и решения спорных вопросов. Но от этого не легче: понятно, что разрешить «безденежное» погашение налоговых обязательств в настоящее время невозможно, так как это сделало бы сомнительной перспективу поступления в бюджет огромного объема уже запланированных налоговых доходов бюджета, ибо тут же вызвало бурное «схемостроительство». Впрочем, налогоплательщик по крайней мере может рассчитывать на то, что переплата именно по этому КБК и последующая просьба о зачете данной переплаты в счет причитающихся платежей по импортным контрактам с контрагентами-белорусами не явятся основанием для отказа в оформлении заявления о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
Потенциальная сложность здесь в том, что, как установлено Положением, одновременно с декларацией в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой ввоза товаров, импортер обязан представить в налоговые органы следующие документы:
• заявление о ввозе товара по утвержденной форме в трех экземплярах. В этом документе содержатся подробные сведения о сделке: информация о поставщике товара, о виде заключенного с ним договора, о товарах (включая наименование и стоимость), а также приводится расчет налоговой базы и суммы начисленного налога.
К сведению!
Три экземпляра распределяются следующим образом: один (контрольный) остается в инспекции, на втором и третьем проставляются отметки налоговых органов об уплате косвенных налогов или освобождении от налогообложения, и третий экземпляр покупатель передает своему поставщику;
• выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
• договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
• транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
• товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков (это номерной бланк строгой от четности по форме, утвержденной законодательством Белоруссии).
При невозможности представить в налоговый орган хотя бы один из перечисленных документов декларация также считается непредставленной.
Как легко заметить, в пакете документов обязательно присутствует выписка банка. А при зачете переплаты в счет причитающихся платежей такой выписки попросту не появится. Но здесь как раз представители ФНС РФ проявили великодушие, объяснив, что налоговый орган в случае проведения зачета переплаты, имевшейся в карточке лицевого счета, также должен проставить отметку об уплате НДС на заявлении (п. 13 Письма № ММ-6-03/450).Что еще плохого ждет налогоплательщиков, осмелившихся приобрести товар у поставщика из Белоруссии? Ну, например, гораздо большее беспокойство в части периодичности представления налоговой отчетности по НДС. Даже если исходя из показателей по основной своей деятельности налоговым периодом по НДС для предприятия или предпринимателя является квартал, международный статус Положения и отсутствие в нем соответствующих норм диктуют обязательно ежемесячное представление декларации по НДС по ввозу белорусского товара под страхом применения штрафных санкций. Исключение составляют только периоды, в которых не осуществлялось принятие на учет товаров от поставщиков из Республики Беларусь. Излишне говорить, что и эти вопросы тоже были рассмотрены в неоднократно упоминавшемся нами майском Письме ФНС России (п. 3, 4 и 5). Однако «первоисточником» такого подхода следует все же считать Приказ Минфина РФ № Зн, где данные положения были установлены раньше.
Если уж мы упомянули декларацию, представляемую импортером по операциям с Белоруссией, то следует указать, что ее форма является совершенно новой (что и понятно, учитывая изменение принципа налогообложения). В отличие от своих «старших сестричек» белорусская налоговая декларация объединяет отчетность по НДС и акцизам. Листов, посвященных расчету причитающейся к уплате суммы акциза, в ней столько же, сколько выделено для исчисления налога на добавленную стоимость (по три), оставшиеся два — это титульный лист и сведения о руководителе и главбухе, причем представляются только те листы, в которых отражены фактически осуществленные операции. Таблицы абсолютно элементарны, разве что при заполнении надо быть внимательным, указывая коды операций, не подлежащих обложению НДС (кодировка дана в приложении), и коды подакцизных товаров по СКВПТ (расшифровка этой чудовищной аббревиатуры и сами коды тоже приведены в приложении). В общем, документ не впечатляет: можно даже сказать, что гораздо больше информации содержит заявление о ввозе товаров. Измученный проблемами налогоплательщик, пожалуй, будет готов считать этот момент плюсом.
В заключение можно констатировать лишь одно: если после настолько затянувшегося переходного периода в России и Белоруссии все еще не перевелись желающие совершать внешнеэкономические сделки купли-продажи (поставки) товаров и «пробираться» через неопределенности и неоднозначные положения законодательства, то, очевидно, хозяйственные и экономические связи между предприятиями двух стран действительно были крепкими. Когда (или если?) падение объемов импортно-экспортных сделок между РФ и РБ остановится, можно будет говорить о том, что болезненное преобразование системы взимания косвенных налогов свершилось. Дождаться бы этого момента!
1 Соглашение подписано 15 сентября 2004 г., ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ.
2 Установлено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле (Москва, 13 ноября 1992 г.)