Прозрачность крупных государственных закупок стоимостью более 1 млрд руб. можно повысить за счет их общественных обсуждений, считают специалисты Минэкономразвития, разработавшие специальную концепцию их проведения. Эксперты настаивают на доработке содержания концепции — внесении уточнения в порядок проведения общественных слушаний и их сроки. Иначе чиновники в очередной раз смогут «протащить» нужные им контракты под флагом участия общественности.
В прошлом году, по оценке замглавы Минэкономразвития России Михаила Осеевского, прозвучавшей на пресс-конференции в РИА «Новости», держава реализовала более 350 крупных государственных контрактов (свыше 1 млрд руб. каждый) на общую сумму почти 1 трлн руб. В целом крупные заказы составляют порядка 20% от всего объема государственных закупок.
Проект концепции общественного обсуждения крупных закупок для государственных и муниципальных нужд товаров на сумму свыше 1 млрд руб., предложенный Минэкономразвития, предполагает три этапа дискуссий и экспертных оценок.
На первом извещения о закупках на сумму свыше 1 млрд руб. публикуются в специальном разделе официального сайта zakupki.gov.ru. Граждане и организации, желающие принять участие в общественном обсуждении, проходят процедуру автоматической регистрации и получают доступ к специальной электронной форме. Она позволяет оставлять комментарии по таким аспектам закупки, как целесообразность, обоснованность начальной цены контракта и положений конкурсной документации (в том числе наличие факторов, необоснованно
ограничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение контракта условий, некорректных технических требований, избыточных функциональных или качественных характеристик).
На втором этапе заказчик направляет сводный протокол (все поступившие комментарии и ответы на них) в ФАС России, которая готовит экспертное заключение о соответствии документации о закупке требованиям законодательства.
На последней стадии проводятся очные общественные слушания (не позднее чем за десять дней до окончания приема заявок на участие в торгах).
Они являются открытыми, и заказчик не имеет права ограничить доступ к ним граждан и организаций.
Сегодня, по словам г-на Осеевского, на сайте zakupki.gov.ru уже размещена информация приблизительно о 100 крупных государственных заказах. Общественный контроль за такими закупками не станет альтернативой государственному надзору, а скорее органично дополнит функции государства.
Реализация концепции общественного обсуждения крупных госзакупок может повысить прозрачность их проведения, но только при внесении существенных уточнений в ее содержание, полагает гендиректор электронной торговой площадки Фабрикант.ру Сергей Габестро.
«Первое, что бросается в глаза, — сроки. С ними некоторая путаница. Получается, что после размещения информации о крупном контракте заказчиком на сайте zakupki.gov.ru начинает течь соответствующий срок. Если ФАС не приостановит его, например, на основании жалобы, то вполне возможна ситуация, когда торги будут проведены до завершения общественной экспертизы», — подчеркнул г-н Габестро.
Еще один подводный камень — очное обсуждение миллиардного контракта на третьем этапе. На него могут прийти все, кто не участвовал в первой и второй стадиях. «Если заказчик захочет превратить очное обсуждение в цирк шапито, то пригласит на третий этап 50 человек своих знакомых, которые не дадут высказать свое мнение настоящим экспертам», — опасается С. Габестро.
«Мы проанализировали государственные закупки стоимостью свыше 1 млрд руб., размещенные с начала 2011 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru, и выявили, что около 50% заказов относится к сфере строительства, — отмечает эксперт проекта Роспил.ру Любовь Соболь. — На этапе строительства общественное обсуждение считаем проводить нецелесообразным, так как документация заказа при его размещении уже содержит разработанный проект и смету. Эффективнее предусмотреть сбор предложений и обсуждение при размещении заказов на разработку именно проектно-сметной документации по строительству дорогостоящих объектов, а не заказов на выполнение самих работ».
Кроме того, по мнению г-жи Соболь, общественные обсуждения мало повлияют на уменьшение коррупционной составляющей при проведении процедур собственно закупок. Целесообразно также ввести институт общественного обсуждения при приемке результатов работ заказчиком с привлечением экспертов — специалистов в конкретных областях.