Первый вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание с представителями Минфина и Минэкономразвития и пытался помирить давних спорщиков по поводу того, куда нефтедоллары девать — сразу тратить или откладывать. Решено откладывать в Резервный фонд. Не сегодня, а с нового года, и то не все.
Агентство «Финмаркет» сообщает о содержании достигнутых договоренностей. Суть в том, что меняется экономическая модель. Предлагается завершить затянувшийся почти на пятилетку период закачивания нефтяных денег в экономику и вернуться к практике их сбережения в резерве. В правительстве это называют отказом государства от наращивания госинвестиций в экономику, но утверждением власти гарантом макроэкономической стабильности.
Судя по имеющейся информации, пока И. Шувалов игнорирует то, о чем предупреждают многие эксперты: ряд отечественных предприятий и целых отраслей не может представить свое существование без регулярных инъекций госфинансов. И. Шувалова можно понять: казна уже не выдерживает нагрузки.
Компромисс И. Шувалов, похоже, предложил такой. Все сверхдоходы бюджета, полученные за счет высоких цен на нефть, уйдут в Резервный фонд, но не сразу, а через несколько лет. То есть сокращать дозы инъекций будут постепенно, как сокращают дозы наркоману в попытке отучить его от пагубного пристрастия. И через несколько лет дефицит бюджета будет ограничен 1% ВВП. Это хорошие пожелания.
Вообще спор Минфина и Минэкономразвития выглядел как технический: чиновники обсуждали методику определения цены на нефть, выше которой все доходы будут зачисляться не в бюджет, а в резерв. Минфин предлагал считать ее как среднюю скользящую за последние десять лет. И только когда Резервный фонд будет заполнен (норматив 7% ВВП), «лишние» нефтегазовые доходы начнут отправлять в Фонд национального благосостояния (не менее половины от «излишка») и на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. Но Минэкономразвития посчитало, что десять лет слишком долго, расчетная цена на нефть окажется слишком низкой, в результате государству придется сокращать госинвестиции в экономику.
«Финмаркет» цитирует протокол совещания, на котором И. Шувалов предложил компромисс спорщикам. Вот что говорится в этой бумаге: «...начать внедрять новый проработанный механизм с 1 января 2013 г. Рассчитывать базовую цену на нефть исходя из периода в 2,5—3 года… После 2016 г. ежегодно увеличивать на год период времени, за который рассчитывается „цена отсечения“, пока он не достигнет максимального потолка — 7—8 лет... Если все пойдет по плану, на семилетние расчеты бюджет перейдет после 2019 г.».
Во всем этом благолепии есть несколько очевидных рисков. Например, расчеты исходят из базовой цены нефти на 2013 г. в 101 долл. за бочку, а на 2014 г. — в 107 долл. Однако никто не знает, сколько нефть будет стоить на самом деле, может, 120, а может 65 долл. за баррель. Но не в этом червь сомнения. Обе конкретизированные формулы расчетов, которые уже представили И. Шувалову и Минфин, и Минэкономразвития, не соответствуют ни инновационному сценарию развития страны до 2020 г., подготовленному, ни амбициозным планам и проектам, не раз озвученным В. Путиным, на которые тоже надо искать где-то деньги. К тому же новый глава Минэкономразвития Андрей Белоусов теперь продвигает на самом высоком уровне свою идею обустройства России путем организации в ней еще многих государственных корпораций (в виде фактически корейских чеболей). На это тоже нужны деньги. И на всех уровнях, во всех сферах, от социалки до оборонки, нет никаких симптомов, что власть решится на экономию и снижение доз вливаний денег ради оздоровления.
Но сам спор главных экономических ведомств интересен, содержателен и даже по-своему красив.