Высокие цены на нефть заставляют мировой бизнес думать об использовании альтернативного топлива для транспорта. Но российских бизнесменов эта проблема волнует мало, выявило исследование международной организации «Грант Торнтон Интернешнл». Однако у такой позиции, судя по комментариям экспертов, пока есть веские основания.
Как показали результаты международного исследования бизнеса, проведенного организацией «Грант Торнтон Интернешнл», в среднем в мире каждый четвертый владелец компании внедрил транспорт с использованием альтернативного топлива или готов это сделать в ближайшее время. Больше всего увлечены этой идеей предприниматели «Большой семерки» — 28% респондентов высказались за применение новых технологий. Самая большая доля желающих отставить бензиновые двигатели в Японии (48%), Малайзии, Филиппинах и Турции — по 46%. Основная причина такого желания — высокие нефтяные цены. На это указали 69% респондентов. 62% сообщили, что с переходом на альтернативные технологии и топливо они надеются снизить стоимость управления бизнесом в целом. 55% рассчитывают, что им удастся уменьшить налоговые платежи. 58% заявили, что осознают необходимость беречь планету от неблагоприятного экологического воздействия.
В России о переходе на альтернативные источники топлива задумываются лишь 9% респондентов, а 70% к такому шагу относятся отрицательно. В списке из 52 стран Россия занимет 50-е место и набирает одинаковое число голосов вместе с Аргентиной и Вьетнамом. Ниже Китай и (почему-то) Новая Зеландия — по 7%.
Тем не менее для такой позиции российских бизнесменов (и, как видно, не только их) сегодня есть основания. Партнер «Грант Торнтон Россия» Сергей Тишаков считает, что те 9% российских респондентов, которые заявили о готовности перейти на альтернативное топливо, рассчитывают использовать в качестве такового природный газ. Но в России с применением газобаллонного оборудования проблема: во-первых, его сложно настраивать и эксплуатировать, во-вторых, газозаправочных станций недостаточно, чтобы сделать использование природного газа в качестве топлива массовым.
Эксперт также прогнозирует, что при использовании других альтернативных источников энергии возникнет немало проблем: так, среднесуточный пробег электромобиля не превышает пока 100 км, а времени на зарядку аккумуляторных батарей требуется достаточно много (10—12 часов). Такие ограничения не способствуют большому распространению электромобилей.
Кроме того, при оценке эффективности транспорта на альтернативном топливе редко упоминаются затраты по утилизации деталей машины. Например, электрическая батарея требует замены уже через три года, а при ее утилизации в окружающую среду могут попадать такие опасные элементы, как свинец и кадмий. Утилизация батареи — самая затратная часть на сегодняшний день, ее стоимость перекрывает всю экономию, полученную от использования альтернативного топлива, которая пока невелика, считает С. Тишаков. По его мнению, в ближайшие десять лет существенного вытеснения с рынка транспорта, работающего на традиционном топливе, не произойдет.
Почему бизнес не готов применять альтернативное моторное топливо*, % респондентов
Регион |
Надежность |
Стоимость |
Тех. качества |
Небольшой выбор |
Трудности заправки/зарядки |
Другое |
«Большая семерка» |
22 |
56 |
31 |
41 |
54 |
14 |
АСЕАН |
32 |
38 |
29 |
27 |
35 |
12 |
БРИК |
15 |
28 |
20 |
23 |
33 |
15 |
Евросоюз |
21 |
50 |
28 |
37 |
46 |
16 |
Северная Америка |
28 |
58 |
40 |
53 |
68 |
15 |
Cкандинавия |
28 |
40 |
28 |
49 |
57 |
18 |
В мире |
21 |
49 |
28 |
38 |
48 |
15 |
* Допускается более одного ответа.
Источник: компания «Грант Торнтон Интернешнл»