Тотальная аттестация не обязательна

| статьи | печать

Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Порядок)1 на предмет того, затрудняют ли положения названного документа ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Итоговое заключение от 12.05.2012 дает надежду бизнесу на то, что его голос будет услышан при разработке ведомственных НПА и учтен в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Свою лепту в решение проблемы тотальной аттестации внесла и наша газета («ЭЖ», 2012, № 05, 12)

Вначале несколько слов о процедуре экспертизы. Прежде всего проводятся публичные консультации, в ходе которых собираются сведения о положениях оцениваемого нормативного правового акта (НПА), необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности2. Кроме того, направляются дополнительные запросы разработчику (Минздравсоцразвития России), а также представителям предпринимательского сообщества.

Министерство получило 23 замечания и предложения от работодателей по результатам публичных консультаций. Эти результаты обобщены и представлены в качестве приложений к заключению.

Позиция разработчика НПА

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Порядок устанавливает требования к проведению собственно аттестации рабочих мест по условиям труда, а также оформлению и использованию ее результатов. Эти требования определены более четко по сравнению с ранее действовавшим порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.

Круг заинтересованных лиц

Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей-граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (аттестующие организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. К числу заинтересованных лиц также относятся федеральные министерства и ведомства, например Минздравсоцразвития, ФСС России, Роструд работники и профсоюзные организации.

По состоянию на 5 сентября 2011 г. аккредитовано 652 аттестующие организации. При этом общее количество предприятий и организаций на конец 2010 г., по данным Росстата, превысило 4,8 млн.

Почему потребовалась экспертиза

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время обязательна для всех малых предприятий, в том числе не являющихся вредными производствами. Между тем это дорогостоящая процедура, не гарантирующая безопасности работников. Так, для предприятий бытового обслуживания существуют требования по технике безопасности, обучение работников правилам безопасности, а также обязательное обучение руководителей предприятий или специально назначенных работников. В ходе аттестации рабочих мест делаются измерения, уже проведенные в соответствии с установленными Роспотребнадзором требованиями. Фактически предприятия оплачивают дважды одни и те же замеры.

В числе других причин, побудивших Минэкономразвития России провести экспертизу Порядка, наличие неопределенности в формулировках и возможности их толкования проверяющими по своему усмотрению, противоречия требований, отсутствие необходимых процедур.

Результаты

Минэкономразвития России заключило, что эффективное регулирование в рамках Порядка затруднено, во-первых, тем, что в документе установлен единообразный подход к проведению аттестации без дифференциации экономической деятельности и учета ее специфики, распространяемый на всех без исключения работодателей, а во-вторых, установлена обязательность проведения аттестации с периодичностью раз в пять лет. Эти положения могут не только привести к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, но и вызвать необоснованные расходы у субъектов бизнеса.

Существует огромное количество видов рабочих мест, на которых риск возникновения травм, профзаболеваний или несчастных случаев низок или вообще отсутствует. Между тем управление рисками предполагает осуществление целесообразных мероприятий по предотвращению выявленных опасностей, которые способны привести к неприемлемому ущербу для здоровья работника, а следовательно, для бюджета работодателя.

В частности, в министерстве проанализировали динамику производственного травматизма. Выяснилось, что в 2010 г. большинство статистических показателей хуже, чем в 2009 г. Причем численность работающих фактически та же. То есть нельзя утверждать, что тотальная аттестация рабочих мест способствует улучшению условий труда. Иными словами, аттестация рабочих мест не предотвращает производственный травматизм. Его уровень связан с факторами, которые не учтены в Порядке. По мнению работодателей, средства, выделяемые на аттестацию, можно было бы направить на улучшение условий труда тех рабочих мест, которые в этом нуждаются.

Минэкономразвития России предложило разработчику рассмотреть возможность аттестации только рабочих мест с опасными и (или) вредными условиями труда, например, на основании статистических показателей, динамики профессиональных заболеваний, травматизма, перечня кодов ОКВЭД и иных критериев. Для остальных предприятий аттестация рабочих мест может стать частью программы производственного контроля, проверяемой трудовой инспекцией, либо добровольной.

Расходы работодателей

Анализ статистических данных позволил экспертам оценить усредненный размер расходов, которые несут работодатели в связи с аттестацией всех рабочих мест, при условии, что средняя стоимость аттестации одного рабочего места — 2500 руб. (см. таблицу). Как видно из таблицы, средние совокупные расходы для аттестующихся организаций составят почти 22,5 млрд руб. в год.

Еще один момент. Приведенный анализ основывается на стоимости аттестации одного рабочего места — 2500 руб. Но она отражает только цену услуг аттестующей организации и не учитывает затраты самого работодателя. Эти затраты рассчитали участники публичных консультаций (приведены в заключении). Так, для организации, имеющей 100 рабочих мест, временные затраты равноценны четырем месяцам работы одного высококвалифицированного специалиста, что увеличивает расходы на аттестацию почти вдвое.

Периодичность аттестации

Порядок требует проводить аттестацию рабочих мест с периодичностью раз в пять лет. Но для рабочих мест, на которых технологический процесс остался неизменным, а рабочее место соответствует нормативным условиям, проведение аттестации с названной периодичностью избыточно.

Обосновать, почему выбран именно пятилетний период, разработчик не смог. Поэтому Минэкономразвития России предложило исключить это требование как необоснованное. Имеет смысл установить дифференцированный период в зависимости от видов рабочих мест, в том числе по профессиям и отраслям деятельности хозяйствующих субъектов. А для тех видов деятельности, по которым не подтверждена статистика производственного травматизма, несчастных случаев и профзаболеваний у работников, достаточно однократной аттестации.

Дело за Минюстом России

Итак, Минэкономразвития России свое слово сказало. Теперь необходимо представить в Минюст России предложение о внесении изменений в п. 4 Порядка — с введением исключений в части обязательности проведения аттестации всех рабочих мест, а также об исключении п. 8 Порядка, обязывающего проводить аттестацию раз в пять лет3. А разработчику предстоит изучить и учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, способствующие улучшению отдельных положений Порядка.

1 Действует с 1 сентября 2011 г.

2 Информация о публичных консультациях размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в Интернете по адресу regulation.gov.ru.

3 Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Расчет количества рабочих мест, расходов на аттестацию и нагрузки на аттестующие организации


Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности


2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

в среднем за пять лет

Всего в экономике

64 517

66 792

67 174

68 019

68 474

67 463

67 577

67741,4

Число предприятий и организаций, тыс.

Всего в экономике

3346,5

4767,3

4506,6

4674,9

4771,9

4907,8

4823,3

4736,9


Количество работников, тыс. чел.

67741,40


Коэффициент соотношения работающих и рабочих мест

1,51


Количество рабочих мест, тыс. ед.

44893,25


Ежегодно подлежит аттестации раб. мест, тыс. ед. (20%, один раз в пять лет)

8978,65


Стоимость аттестации одного рабочего места, руб.

2500,00


Ежегодные издержки на аттестацию, всего, тыс. руб.

22446623,14


Количество аттестующих организаций

652


Количество рабочих мест на одну аттестующую организацию, в год/месяц

13770,93


Выручка на одну аттестующую организацию в год, руб.

34 427 336,11