На экпертизу в Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поступили сразу два законопроекта с поправками в Закон о рекламе. Один касается заметности рекламы в печатных средствах массовой информации, другой — ограничения для электронных СМИ.
Законопроекты № 81220-6 и 81110-6
Действующая редакция ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) обязывает сопровождать текст рекламы, размещенной в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, пометками «Реклама» или «На правах рекламы». Однако параметры пометок в нормативных правовых актах не установлены.
В результате имеет место текстовая реклама, которую выдают за аналитические статьи специалистов, рекомендующих приобрести определенный товар или воспользоваться конкретными услугами. Шрифт используется очень мелкий, и люди, особенно пожилого возраста, читая подобные материалы, не понимают, что это реклама.
В связи с этим законопроектом № 81220-6 предлагается закрепить в ст. 16 Закона № 38-ФЗ параметр пометок — не меньше самого крупного шрифта, используемого в тексте рекламы.
По нашему мнению, проблема идентификации рекламного текста безусловно существует. Но предложенное решение не учитывает, что в нерекламных СМИ такие пометки в силу названной статьи в обязательном порядке ставятся не только в рекламных текстах, но и в рекламных макетах. Если предположить, что депутаты Госдумы согласятся с подобной инициативой без ее корректировки, то макеты рекламы увеличатся, а шрифт заголовков уменьшится. С высокой долей вероятности приходится констатировать, что проблему вряд ли удастся решить.
Другая инициатива связана с ограничением на размещение рекламы алкогольной продукции.
В статье 21 Закона № 38-ФЗ содержится закрытый перечень объектов, где не может размещаться реклама алкогольной продукции. В этом списке нет ничего электронного. Интернет стал практически основным ресурсом получения информации среди молодежи, поэтому законодатели решили запретить распространение рекламы алкоголя (в том числе пива) на сайтах, зарегистрированных в качестве электронных СМИ. Все остальные интернет-ресурсы смогут без проблем рекламировать алкоголь. Это означает, что количество электронной рекламы алкоголя уменьшится, но ненамного.