По инициативе нескольких депутатов в Госдуму внесен законопроект с изменениями в часть первую ГК РФ, а также во взаимосвязанные законодательные акты, в отношении установления в качестве недвижимой вещи единого имущественного комплекса.
Внесение такого законопроекта на рассмотрение в Госдуму по меньшей мере странно. Ведь буквально 27 апреля 2012 г. президентский законопроект с поправками в первую, вторую, третью и четвертую части Гражданского кодекса был принят нижней палатой парламента в первом чтении. Постановлением Госдумы от того же числа на предложения по доработке принятого в первом чтении законопроекта отведен тридцатидневный срок. Все предложения и замечания следует направлять в Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Депутаты могли воспользоваться этим и не вносить новую инициативу, тем более что предложенная ими версия ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ почти полностью совпадает с версией президентского варианта. Расхождение одно: президентский проект признает земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, единым объектом. В депутатском же варианте такого единого объекта нет.
Законопроектом также предлагается дополнить ГК РФ новой ст. 219.1, регламентирующей порядок приобретения права собственности на единый имущественный комплекс. Но именно в этой редакции в президентском проекте в специальную главу 18 «Приобретение права собственности» включена ст. 246 наряду с нормами, регламентирующими приобретение права собственности на недвижимые вещи по другим основаниям. Без комментариев!
Другие инициативы, предложенные депутатами в законопроекте, касаются двух федеральных законов — от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В статье 1 «Основные понятия» первого закона предлагается к видам недвижимого имущества, подлежащего госрегистрации, добавить единые имущественные комплексы, а также предоставить возможность заявителю самому выбирать орган регистрации (федеральный или территориальный), в который он обратится, если единый имущественный комплекс расположен на территории нескольких регистрационных округов.
Во втором законе депутаты предлагают установить возможность определения Росреестром особенностей проведения кадастрвого учета единых имущественных комплексов. Однако для этого прежде надо урегулировать вопрос распространения закона на единые имущественные комплексы, поскольку этот закон (подп. 5 и 7 ст. 1) регулирует кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и подземных сооружений.