Минэкономразвития России проводит публичные консультации по оценке регулирующего воздействия Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Приглашаем читателей «ЭЖ» подключиться к обсуждению закона.
Закон о тоговле — первый действующий федеральный закон, подвергнутый оценке регулирующего воздействия. До настоящего времени ОРВ проводилась только в отношении проектов и действующих ведомственных нормативных правовых актов. Поручение президента, инициировавшее проведение экспертизы, возникло по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство» по вопросу развития конкуренции и предпринимательства 10 апреля 2012 г.
В ходе публичных консультаций будут собраны и проанализированы данные о том, насколько положения действующего закона обеспечивают свободу конкуренции в сфере торговли и минимизацию административной нагрузки на бизнес. При этом в качестве основного критерия эффективности норм закона определено повышение доступности и качества услуг для граждан.
Принятие Закона о торговле было инициировано в разгар экономического кризиса. Закон должен был способствовать сдерживанию роста цен на потребительском рынке — поддерживать конкуренцию между его участниками и ограничивать злоупотребления доминирующим положением. Однако контролирующая исполнение закона Федеральная антимонопольная служба столкнулась с тем, что он не позволяют эффективно выявлять и пресекать нарушения.
И ФАС России, и большинство участников рынка признают: такие одиозные практики, как взимание с поставщиков поборов за доступ на полку, навязывание маркетинговых услуг, затягивание оплаты за поставленный товар, продолжаются. Фактически отношения между торговыми сетями и их поставщиками не изменились. Зато у бизнеса появились дополнительные обременения — переформулировать содержание договоров поставки, подавать сведения в торговый реестр, и т.п., отнимающие немало человеко-часов.
По мнению представителей ФАС России, ситуация не улучшается не только из-за того, что требования закона неэффективны, но и из-за от того, что они не соблюдаются: в каждой сети, которую проверяет антимонопольный орган, обнаруживаются нарушения. Но решения ФАС России по их устранению суды нередко отменяют. Доказать такие нарушения, как, например, «навязывание», невозможно без заявления пострадавших. Поставщики же не спешат обращаться с подобными заявлениями, поскольку это разрыв договора, а значит и снижение доходов.
ФАС России подготовила пакет поправок в закон, которые, по ее мнению, способны сделать сам закон и контроль за его соблюдением эффективным (см. интервью с заместителем начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Екатериной Урюкиной, «ЭЖ», 2011, № 45).
Сейчас эти поправки прошли согласование внутри правительства и подвергнуты процедуре ОРВ.
Тем не менее очевидно, что перманентная модернизация отдельных норм закона — не самый эффективный способ справиться со стихией рынка.
Предлагаем нашим читателям — представителям торговых организаций, поставщиков товаров народного потребления и всем, кто считает себя компетентным в вопросах регулирования торговли, принять участие в публичных консультациях по Закону о торговле и сформулировать позицию в виде ответов на вопросы. Все поступившие в редакцию ответы и предложения мы направим в Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России.