В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 процедуры оценки регулирующего воздействия станут обязательными с 2014 г. для всех субъектов Российской Федерации. Однако в ряде регионов эти процедуры успешно реализуют уже на протяжении шести лет. О том, с чего начинались процедуры оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия — Алания, как они помогали корректировать решения и к каким результатам приводили, рассказывает Алета Цориева, начальник Управления ОРВ Министерства экономического развития Республики Северная Осетия — Алания.
Работа с международными экспертами по изучению административных барьеров и их устранению в республике началась еще в 2006 г. В 2006—2009 гг. совместно с экспертами Всемирного банка были реализованы пилотные проекты по изучению и сокращению административных барьеров. Затем с помощью специалистов Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ были осуществлены процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) федеральных законов «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» и «О государственно-частном партнерстве». Полученные итоги подтвердили необходимость проведения постоянной аналитической работы по оценке воздействия принимаемых решений на реальный сектор экономики республики.
В связи с этим в октябре 2010 г. в составе Минэкономразвития РСО — Алания было создано Управление оценки регулирующего воздействия (далее — Управление). Структурно оно состоит из двух отделов — отдела анализа предпринимательской деятельности и отдела анализа финансового рынка. Работа Управления помимо ежеквартального анализа состояния и развития предпринимательской деятельности и финансового рынка в республике сосредоточена на применении процедур ОРВ в практике государственного регулирования.
Почему не востребовано сельхозстрахование
В частности, сразу после создания (в 2010 г.) Управление проанализировало состояние страхового рынка республики. Было установлено, что, несмотря на неблагоприятные для сельхозпроизводителей погодные условия 2010 г. (заморозки, град, засуха и др.), объем премий по сельхозстрахованию в республике составил всего 324 000 руб., страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений не осуществлялось вообще.
Субсидии, предусмотренные для компенсации части затрат по страхованию урожая, в федеральном и республиканском бюджетах из года в год оставались невостребованными сельхозпроизводителями при значительных ежегодных потерях урожая и убытках. При этом в республике действуют филиалы крупных страховых компаний, готовые оказать широкий спектр услуг.
Чтобы объективно оценить сложившуюся ситуацию, Управление организовало круглый стол с доверенными экспертами — представителями сообщества сельхозпроизводителей, ведущих страховых компаний, занимающихся сельхозстрахованием, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства финансов и банковских структур РСО — Алания. В процессе публичных консультаций были определены основные проблемы, сдерживающие сельхозстрахование.
Во-первых, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199, сельхозпроизводители для получения субсидии должны заключать договоры страхования и оплачивать страховой взнос до окончания сева сельхозкультур, то есть в период весенне-полевых работ. А он самый затратный для сельхозпроизводителей, средств недостаточно на завершение полевых работ, а кредиты привлечь невозможно.
Во-вторых, договоры страхования содержат жесткие требования по своевременному проведению необходимых агротехнических мероприятий по уходу за объектами страхования — посадками и насаждениями. Сельхозпроизводители, как правило, не способны обеспечить такой уход, в частности, из-за ограниченности средств, квалификации специалистов, недостаточности информационного обеспечения, что заставляет их отказываться от сельхозстрахования.
В-третьих, сельхозпроизводители не знают, как пользоваться услугами страховых компаний.
В-четвертых, документальное обеспечение и отчетность сельхозпроизводителей, прилагаемые к заявкам на сельхозстрахование, не соответствуют требованиям страховых компаний и банков.
По итогам круглого стола было достигнуто соглашение о реализации на территории республики пилотного проекта по отбору сельхозпроизводителей, отвечающих требованиям страховых компаний и имеющим высокие риски потери урожая. Им обеспечили полное сопровождение и поддержку в отработке процедур получения субсидий на сельхозстрахование. В итоге объем сельхозстрахования в республике в 2011 г. составил 210,3 млн руб., сумма страховых премий — 29,83 млн руб.
Самозанятость нужно поддерживать последовательно
В 2011 г. Управление продолжило опробирование процедур ретроспективной оценки регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, в том числе программы самозанятости населения и последствий замены ЕСН страховыми взносами для субъектов малого предпринимательства республики.
Итоги ретроспективной оценки регулирующего воздействия программы самозанятости населения в республике способствовали заключению соглашения между Комитетом РСО — Алания по занятости населения, Минэкономразвития РСО — Алания и Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО — Алания о создании механизма преемственности программ самозанятости граждан и программ поддержки малого предпринимательства республики.
В рамках заключенного соглашения устойчивые перспективные предпринимательские структуры, созданные в соответствии с программами самозанятости, рекомендуются Комитетом РСО — Алания по занятости Минэкономразвития, Управлению по поддержке и развитию малого предпринимательства и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО — Алания для дальнейшей господдержки и развития предпринимательской деятельности. Такая преемственность, как свидетельствует опыт, повышает эффективность государственных программ и ускоряет динамику развития предпринимательской деятельности на начальных этапах.
Оценка последствий замены ЕСН
В целях изучения состояния малого предпринимательства республики в связи с изменением ставок страховых взносов Управление в 2011 г. провело анкетный опрос 135 субъектов предпринимательской деятельности, среди которых малые предприятия ведущих отраслей экономики республики — сельского хозяйства, промышленности, торговли, сферы услуг и др.
В ходе опроса было установлено, что повышение ставок страховых взносов негативно повлияло на финансово-экономическое состояние и развитие предпринимательской деятельности всех респондентов (100%). При этом по обременительности выплат 8% респондентов страховые взносы поставили на 1-е место, 4,5 — на 2-е, 48 — на 3-е, остальные 39,5% — на 4-е (после тарифов на энергоносители, цен на сырье и материалы, аренды помещения и уровня заработной платы).
В результате повышения ставок страховых взносов увеличение себестоимости продукции у 96,3% респондентов в различных отраслях колебалось от 1 до 20%, что повлекло за собой повышение цен на продукцию и снижение конкурентоспособности. Кроме того, замена ЕСН страховыми взносами негативно сказалась на среднесписочной численности работников малых предприятий республики.
Вынужденное сокращение численности работников отмечено 53% респондентов, в том числе малыми предприятиями сельского хозяйства в среднем на четыре человека, промышленности — на семь, торговли — на три, сферы услуг — на пять человек. У 47% среднесписочная численность работников осталась неизменной, но предприниматели в ходе собеседований не скрывали, что в сложившейся ситуации будут использовать теневые механизмы учета и оплаты труда.
Негативное влияние замены ЕСН страховыми взносами на развитие предпринимательской деятельности в целом по регионам позднее подтвердили Минэкономразвития и Минфин России.
Технологии ОРВ
При осуществлении перечисленных работ Управление непосредственно опиралось на мнение общественных объединений предпринимателей и предпринимательских структур, отраслевых министерств и ведомств, приглашенных специалистов.
Публичные консультации проводились в виде анкетных опросов, круглых столов, собеседований с приглашенными экспертами, телефонных опросов, выездных посещений предпринимательских структур.
Использовались также возможности интернет-ресурсов.
Перспектива развития ОРВ в республике
В настоящее время Управление работает над правовым оформлением процедур оценки регулирующего воздействия и формированием системы ОРВ на региональном уровне в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 14.05.2012 № 146 уже утвержден порядок проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в республике.