Исполнительное производство требует гармонизации

| статьи | печать

Интегрирование России в мировое экономическое пространство невозможно без юридической интеграции, подразумевающей, в частности, ратификацию конвенций Гаагской конференции по международному частному праву. Проблемы и перспективы принятия законодательных норм, касающихся исполнения судебных решений, обсуждали участники круглого стола «Международно-правовые аспекты исполнительного производства», состоявшегося в рамках II Петербургского международного юридического форума

Главная проблема, по мнению участников дискуссии, в том, что вынесение судебного решения в одной стране не означает, что оно будет исполнено в другой. «Мы можем предложить нашим гражданам и юридическим лицам лишь дублирование судебных процессов на территории других государств. Зачастую это крайне затруднительно либо вовсе невозможно для российских граждан и организаций», — констатировал Артур Парфенчиков, директор Федеральной службы судебных приставов, главный судебный пристав РФ. И это не случайно: сегодня в России действуют международные договоры и конвенции, многие из которых приняты в советский период и применяются только на постсоветском пространстве. Например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 и Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92.

В этом плане интересен европейский опыт: принята директива Европарламента Евросоюза — Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 805/2004 от 21.04.2004 о введении Европейского исполнительного листа по неоспариваемым долговым требованиям (OJ 2004 L 143/15). В России примерно такая же процедура действует лишь в части решений Хозяйственного суда Республики Беларусь — есть соответствующее соглашение от 17.01.2001.

Права человека прежде всего

Базовые принципы организации исполнения судебных решений, исполнительного производства основываются на Европейской конвенции о правах человека. Она предполагает, что необходимость исполнительного производства должна соотноситься с необходимостью защиты прав должника. Но в российском законодательстве существуют меры, которые вызывают вопросы у правоприменителей, на что обратили внимание участники круглого стола. Например, ограничение на выезд должника с территории РФ эффективно с точки зрения исполнения судебных решений, но сомнительно с конституционно-правовой позиции (воздействие не в имущественной, а в личной сфере). Конвенции по международному частному праву предусматривают равные права иностранных истцов, а также процедуры доступа к правосудию, обеспечивающие равные права, а также запрет на ограничение препятствия доступа к иностранным судам. В связи с этим синхронизация правовых систем различных государств актуальна как никогда.

Марта Пертегас, первый секретарь Гаагской конференции по международному частному праву1, одной из самых необходимых и желательных для присоединения назвала Конвенцию от 30.06.2005, касающуюся исполнения судебных решений (Convention on choice of court agreements). Предполагается, что она значительно повысит исполнимость судебных решений. В недалеком будущем этот документ вступит в силу в США и Евросоюзе. Ожидается, что и Россия присоединится к этой конвенции.

Гармонизации правовых систем призван способствовать и проект Всемирного исполнительного кодекса, который недавно предложил Международный союз судебных приставов и исполнителей. По словам А. Парфенчикова, на этот проект будет ориентироваться и ФССП России.

Опыт российских приставов

Российским приставам есть чем поделиться и с иностранными коллегами. В первую очередь речь идет об опыте открытого предоставления информации заинтересованным лицам. Так, в марте 2012 г. на сайте службы в открытом доступе появился Банк данных исполнительных производств. «Важно обеспечить доступ к информации о должниках на межгосударственном уровне, тем более что это не всегда требует заключения соответствующих соглашений», — считает А. Парфенчиков. По его словам, в Банке данных размещена усеченная информация — с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Эти сведения востребованы бизнес-сообществом, особенно когда речь идет об исполнительном производстве в отношении компаний. Такая информация интересна и иностранным пользователям — для проверки благонадежности российских контрагентов.

По мнению главного судебного пристава РФ, эффективность исполнительных процедур неразрывно связана с быстрым оборотом информации об активах должника. Как только пристав получает полный объем информации о должнике, в том числе о его иностранных активах, он охотнее идет на контакт и с приставами, и с взыскателем. Ведь в такой ситуации должнику можно вменить злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) по известной судебным приставам формуле: наличие активов + уход от исполнения = злостное уклонение (признаки уголовного преступления).

Ратуя за скорейшее присоединение к Гаагской конвенции 2005 г., А. Парфенчиков подчеркнул, что многое можно сделать и в рамках существующей законодательной базы. В ближайшее время президент подпишет указ о создании в структуре ФССП России управления по розыску должников. В планах службы — организация электронных торгов имуществом должников.

1 Межправительственная организация, оказывающая помощь и содействие гражданам и юридическим лицам в случае затруднений исполнения судебного решения в международном контексте.

Конвенции Гаагской конференции, в которых участвует Россия (самостоятельно или в качестве правопреемника СССР)

Наименование

Дата

Вступила в силу в России

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов

5 октября 1961 г.

31 мая 1992 г.

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам

15 ноября 1965 г.

1 декабря 2001 г.

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам

18 марта 1970 г.

30 июня 2001 г.

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

25 октября 1980 г.

1 октября 2011 г.

Конвенция по вопросам гражданского процесса

1 марта 1954 г.

26 июля 1967 г.

Конвенция о защите прав детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления*

29 мая 1993 г.

* Подписана Россией 7 сентября 2000 г., не вступила в силу.