При передаче основных средств и нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал компания должна восстановить НДС в части остаточной стоимости таких объектов. Можно ли учесть восстановленный НДС в целях налогообложения прибыли при последующей продаже доли в УК? По мнению Минфина России, высказанному в письме от 04.05.2012 № 03-03-06/1/228, такие суммы не включаются в состав налоговых расходов. На наш взгляд, с позицией чиновников можно поспорить.
Пробел в НК РФ порождает споры
Передача имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (УК) другой организации не признается реализацией, а значит и объектом обложения НДС. Это следует из ст. 39 и 146 НК РФ. Если в отношении передаваемого имущества организация ранее правомерно приняла НДС к вычету, соответствующие суммы налога нужно восстановить. При передаче в виде вклада в УК основных средств и нематериальных активов НДС восстанавливается в размере, пропорциональном их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
У принимающей организации восстановленные вкладчиком суммы НДС не включаются в стоимость имущества, а подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Обратите внимание: счет-фактуру в такой ситуации вкладчик не оформляет, ведь реализации нет. Сумма восстановленного налога отражается отдельной строкой в документах, которыми оформляется передача имущества в оплату уставного капитала (абз. 3 подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Формирует ли сумма восстановленного НДС стоимость доли в уставном капитале? Ответа на этот вопрос НК РФ не содержит, а чиновники, как водится в подобных случаях, заняли невыгодную для налогоплательщиков позицию.
Не ищите логику в налогах
С аналогичной проблемой столкнулась компания, которая обратилась за разъяснениями в Минфин России. Организация передала основные средства в качестве вклада в уставный капитал. Принятый к вычету НДС по объектам ОС она восстановила в размере, пропорциональном остаточной стоимости имущества. Размер доли был определен как остаточная стоимость основных средств с учетом восстановленной суммы НДС. Впоследствии компания продала свою долю, в связи с чем возник вопрос: можно ли при расчете налога на прибыль учесть в составе расходов стоимость доли, в которую входит восстановленная сумма НДС?
Финансисты на этот вопрос ответили отрицательно. Но, к сожалению, вразумительной аргументации, которая бы выстраивалась в логическую цепочку, они не привели.
Основным посылом у Минфина России был тот факт, что при определении налоговой базы по прибыли не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных организацией покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ). При этом НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), принимается к вычету в порядке, установленном главой 21 НК РФ, и не включается в расходы для целей налогообложения прибыли, кроме случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Случаи, когда восстановленные суммы НДС можно учесть в составе прочих расходов, прописаны в п. 2 и подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Следовательно, в иных ситуациях данные суммы не учитываются при расчете налога на прибыль.
Далее специалисты Минфина России напомнили, что при реализации долей можно уменьшить полученные доходы на цену приобретения этих долей и на сумму расходов, связанных с таким приобретением (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Стоимость доли равна стоимости вносимого имущества и дополнительных расходов (ст. 277 НК РФ).
На этом основании Минфин России пришел к выводу, что в стоимости вносимого в УК имущества восстановленные суммы НДС не учитываются, а значит, признать их расходом для целей налогообложения прибыли при последующей реализации доли нельзя.
Учесть можно, но осторожно
На наш взгляд, позиция Минфина России спорна. Обратимся к нормам законодательства.
Из подпункта 4 п. 2 ст. 170 НК РФ следует, что, когда имущество приобретается непосредственно для осуществления инвестиций в УК других организаций, НДС, уплаченный поставщикам, учитывается в стоимости такого имущества. Сказанное означает, что при реализации доли суммы НДС будут отражены в составе затрат, связанных с ее приобретением. Что же, законодатель намеренно поставил в неравные условия организации, внесшие в УК имущество, по которому они успели принять НДС к вычету, и компании, приобретающие объекты ОС непосредственно для инвестирования?
Это представляется сомнительным, поскольку нарушает основные принципы налогообложения: установить для хозяйствующих субъектов различный порядок учета «входного» НДС в зависимости от момента, когда компания определилась с целью использования приобретенного имущества, нельзя. Ведь вся разница в том, что в одном случае организация вносит в УК новое оборудование, а в другом — какое-то время амортизировавшееся у инвестора.
По нашему мнению, правомерно исходить из того, что восстановленный НДС не может быть списан на текущие расходы в момент внесения ОС в уставный капитал. Ведь в п. 3 ст. 270 НК РФ определено, что взносы в УК других организаций не уменьшают налоговую базу по прибыли. Поэтому учесть суммы восстановленного налога можно только при продаже доли, как и намеревалась сделать компания. Предусмотренное подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ условие, что восстановленный налог не включается в стоимость имущества, а принимается получателем ОС к вычету, никоим образом этому не препятствует, поскольку указанная норма определяет порядок учета для принимающей стороны. Иное толкование названной нормы приводит к противоречиям с положениями подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ и с основными принципами налогообложения, закрепленными в ст. 3 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ в стоимость приобретаемых долей включаются дополнительные расходы. Суммы восстановленного НДС для передающей организации как раз и являются такими расходами, независимо от того, производится оплата вклада в УК имуществом, специально приобретенным для инвестиций, или уже использовавшимся вкладчиком.
Отметим, что подобный поход с учетом позиции Минфина России приведет к спору с налоговиками. Судебной практики по данному вопросу пока нет, и предсказать, есть ли шансы на успех в арбитраже, достаточно сложно.