В письме от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29 Минфин России впервые высказался по поводу списания сумм компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемых уволившимся работникам, за счет созданного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. Позиция абсолютно нелогична, но она на руку организациям.
По мнению Минфина России, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Чиновники объясняют свою позицию так. Рассматриваемый резерв формируется для равномерного учета в целях налогообложения расходов на оплату отпусков работников (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). При этом компания обязана отразить в учетной политике принятый способ резервирования, установить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, и денежные компенсации за неиспользованный отпуск являются разными видами расходов. В частности, расходы на оплату отпускных учитываются по п. 7 ст. 255 НК РФ, а денежные компенсации за неиспользованный отпуск — по п. 8 ст. 255 НК РФ. Таким образом, поскольку резерв создается только для оплаты отпускных, списать за счет него суммы компенсаций за неиспользованный отпуск нельзя. Эти компенсации в полном объеме признаются в расходах на оплату труда в момент начисления.
На наш взгляд, позиция Минфина России весьма странная. Ведь, по сути, компенсация за неиспользованный отпуск — те же отпускные, которые работник получил бы, если бы он этот отпуск отгулял. Такая компенсация признается формой реализации права работника на отпуск при увольнении (ст. 127 ТК РФ). Более того, при расчете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работникам необходимо учитывать количество дней неиспользованного отпуска (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). То есть резерв фактически формируется и под эти выплаты. Поэтому вполне логично списывать компенсации за неиспользованный отпуск за счет резерва.
Получается, что согласно разъяснениям Минфина в периоде увольнения работника организация спишет в расходы не только сумму компенсации за неиспользованный отпуск на основании п. 8 ст. 255 НК РФ, но и отчисления в резерв предстоящих отпусков (в которых частично отражена сумма компенсации) в соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ. Но ведь отчисления в резерв рассчитывали с учетом причитающихся данному работнику отпускных, в том числе с учетом дней неиспользованного отпуска.
Получается, что организация фактически учтет сумму компенсации в расходах в двойном размере. И только в конце года организация должна будет отразить в доходах недоиспользованную сумму резерва (п. 3 ст. 324.1 НК РФ), которая может образоваться из-за того, что компенсация за неиспользованный отпуск выплачивалась не за счет резерва.