(Окончание. Начало см. «БП» №37)
Методика расчета
В силу отсутствия в специальной литературе методик, позволяющих определить объективную меру искажений бухгалтерской отчетности, а также с целью избежания конфликтов по вопросу оценки существенности как с клиентами, так и с собственными сотрудниками несколько лет назад автором была разработана методика расчета существенности, позволяющая без сложных процедур рассчитать уровень существенности, соответствующий приведенным выше критериям объективности. Изначально он был разработан с применением аппарата линейной алгебры, который позволяет математически строго утверждать, что данная задача имеет единственное решение, иначе говоря, предлагаемая автором методика объективна, однако по соображениям объема публикации при описании методики мы обойдемся математическим аппаратом в пределах начальной школы и базовыми понятиями теории бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является сбор и отражение информации о хозяйственных процессах на предприятии. С точки зрения бухгалтерского учета предприятие представляет собой обособленную совокупность разнокачественных объектов. Под разнокачественностью следует понимать их невзаимозаменяемость. В результате хозяйственных процессов происходит движение (изменение) упомянутых объектов, для отражения которого в учете применяется двойная запись и единый (денежный) измеритель. Результатом двойной записи является уравнение баланса, то есть равенство активов и пассивов.
С точки зрения теории бухгалтерского учета бухгалтерская отчетность является не нормативно установленным набором бланков, а единым (неделимым) информационным сообщением, каждый показатель которого взаимоувязан и взаимозависим от других показателей. Иначе говоря, каждый показатель бухгалтерской отчетности не является величиной случайной или произвольной. Система учетных показателей, составляющих бухгалтерскую отчетность, выводится непосредственно из счетов главной книги. При этом баланс представляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о финансовых результатах — перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же главной книги (Я. В. Соколов. Основы теории бухгалтерского учета. — М., Финансы и статистика, с. 370). Что касается национальных или международных стандартов (форм) бухгалтерской отчетности, то они могут устанавливаться произвольно, например, денежные средства могут показываться в одной строке баланса, а могут в нескольких. Основные средства можно показывать свернуто (с учетом износа), а можно отдельно первоначальную стоимость и начисленную амортизацию. Однако независимо от принятого в стране стандарта отчетность составляется исходя из данных учета, то есть оборотов и сальдо по счетам. Наиболее простым и вненациональным бухгалтерским отчетом является оборотно-сальдовый баланс. В нем отражена вся исходная информация, необходимая для составления бухгалтерской отчетности за период, а именно: начальные сальдо по счетам, обороты по счетам, конечные сальдо по счетам и общие итоги. Именно здесь и следует искать показатели, служащие базой принятия решения о достоверности и расчета уровней существенности. Для примера рассмотрим главную книгу и оборотно-сальдовый баланс условного предприятия. Для краткости предположим, что на предприятии открыты всего 7 счетов, обозначаемых буквами: а, Ь, с, d, e, f, g. Итак, хозяйственные операции отчетного периода отражены в главной книге следующими записями (см. табл. 1):
Таблица 1
Д-т сч. |
К- |
т сч. |
Сумма, руб. |
а |
с |
10 000 |
|
с |
Ь |
10 000 |
|
е |
а |
10 000 |
|
f |
Ь |
25 000 |
|
d |
f |
30 000 |
|
Итого |
|
85 000 |
По итогам отчетного периода составлен оборотно-сальдовый баланс (см. табл. 2, с. 4).
Теперь необходимо определить, какие показатели, содержащиеся в оборотно-сальдовом балансе, могут быть базой для принятия решения о достоверности счетов и всей информационной совокупности оборотно-сальдового баланса. Поиск базы будем осуществлять путем исключения.
Во-первых, следует исключить начальные сальдо по счетам, так как они — результат хозяйственных операций отчетных периодов, предшествующих текущему. Конечные сальдо следует также исключить, так как на их значение влияют начальные сальдо. Однако на изменение конечных сальдо повлияли и операции отчетного периода. Исключим их влияние, рассчитав конечные сальдо по счетам и итоги без учета вступительных остатков. Таким образом мы получили информационную совокупность отчетного периода, которая состоит из действия (обороты по счетам) и результата (конечных сальдо) отчетного периода (см. табл. 3).
Таблица 2 (вруб.)
№счета |
Начальное сальдо |
Обороты . |
за период |
Конечное сальдо |
||
|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
10 000 |
|
10 000 |
10 000 |
10 000 |
0 |
Ь |
|
10 000 |
0 |
35 000 |
0 |
45 000 |
с |
|
|
10 000 |
10 000 |
0 |
0 |
d |
4000 |
|
30 000 |
0 |
34 000 |
0 |
е |
|
|
10 000 |
0 |
10 000 |
0 |
f |
|
2000 |
25 000 |
30 000 |
0 |
7000 |
g |
|
2000 |
0 |
0 |
0 |
2000 |
Итого |
14 000 |
14 000 |
85 000 |
85 000 |
54 000 |
54 000 |
№ счета |
Действие (обороты за период) |
Результат |
||
|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
а |
10 000 |
10 000 |
0 |
0 |
Ь |
0 |
35 000 |
0 |
35 000 |
с |
10 000 |
10 000 |
0 |
0 |
d |
30 000 |
0 |
30 000 |
0 |
е |
10 000 |
0 |
10 000 |
0 |
f |
25 000 |
30 000 |
0 |
5000 |
g |
0 |
0 |
0 |
0 |
итого |
85 000 |
85 000 |
40 000 |
40 000 |
Сумма действия и результата и составляет базу для принятия решения о достоверности учета в отчетном периоде. Рассчитаем общий уровень существенности, приняв за критерий достоверности 5%:
(85 000 руб. + 40 000 руб.) х 5% = 6250 руб.
Далее рассчитаем частные уровни существенности по счетам, для чего наибольший оборот по счету (база принятия решения) умножим на тот же критерий достоверности, то есть 5% (см. табл. 4).
Как видно из таблицы, сумма частных уровней существенности равна общему уровню существенности, рассчитанному от другого показателя. При этом использован единый критерий достоверности как для всей совокупности, так и для каждого счета.
Принципиальным отличием предлагаемой автором методики является тот факт, что в качестве базы принятия решения является бухгалтерская отчетность в целом как неделимая совокупность информации, а не выдернутые по субъективным суждениям ее отдельные показатели. Аналогично и для принятия решения о достоверности отдельных показателей отчетности базой для принятия решения является счет как целостность, а не обороты и не сальдо, выбранные опять же по субъективным критериям.
К сказанному необходимо добавить следующее. Для расчета как общего, так и частных уровней существенности не использовались никакие субъективные оценки или критерии. Расчет основан исключительно на существующих объективно (в учетных регистрах) данных бухгалтерского учета. Кроме того, рассмотренная методика основана только на общих принципах бухгалтерского учета, то есть она вненациональна. Что касается официальных форм бухгалтерской отчетности, то, поскольку информационной базой для их заполнения является оборотно-сальдовый баланс, нет никакой проблемы определить уровень существенности для любого показателя отчетности. Таким образом, изменения форм бухгалтерской отчетности на работоспособность методики не влияют.
К сожалению, объем публикации не позволяет описать методику в полном объеме, а также накопленную за много лет практику ее применения. Однако сказанного достаточно, чтобы развеять миф о невозможности объективной оценки достоверности бухгалтерской отчетности.
Зачем это нужно
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»(в ред. от 07.10.2004) целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Таблица 4 (вруб.)
№ |
Обороты за период |
Расчет существенности |
||
счета |
Дебет |
Кредит |
база принятия решения |
частный уровень существенности |
а |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
500 |
Ь |
0 |
35 000 |
35 000 |
1750 |
с |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
500 |
d |
30 000 |
0 |
30 000 |
1500 |
е |
10 000 |
0 |
10 000 |
500 |
f |
25 000 |
30 000 |
30 000 |
1500 |
g |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
85 000 |
85 000 |
125 000 |
6250 |
Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Таким образом, аудиторское заключение представляет собой информационное сообщение неограниченному кругу пользователей бухгалтерской отчетности о том, что она не содержит существенных искажений. Однако, как было показано выше, согласно действующим сегодня правилам (стандартам) аудита только аудитор вправе судить, какие искажения существенны, а какие нет. Это означает, что пользователи бухгалтерской отчетности получают информацию аудитора об отсутствии существенных искажений, однако эта информация не имеет меры. Возникает вопрос: а может ли считаться информацией то, что не может быть измерено? И что означает в этом случае аудиторское заключение?
Предложенная автором методика позволяет качественно изменить ситуацию на рынке аудиторских услуг. Участниками этого рынка являются аудиторы, клиенты и прочие пользователи бухгалтерской отчетности. Рассмотрим последовательно, что дает применение объективного критерия существенности каждой из указанных групп.
Сточки зрения аудитора, использование объективного критерия существенности при проведении аудита:
1 Позволяет оптимизировать объем и характер аудиторских процедур, необходимых для достижения разумной уверенности в том, что проверенная отчетность не содержит существенных искажений.
2 Дает возможность избежать конфликтов как между специалистами фирмы, так и с клиентом по поводу оценки существенности выявленных искажений.
3 Способствует развитию добросовестной конкуренции между аудиторскими фирмами, так как появляется объективный критерий качества аудита.
4 Наличие объективного критерия качества аудиторских услуг приведет к ликвидации такого явления, как «черный аудит», так как появится реальная возможность привлечения «черных аудиторов» к судебной ответственности.
5 Обеспечивает возможность защиты в суде доброго имени, деловой и профессиональной репутации. Как предполагается, качество аудита начиная с 2006 года будет проверяться контролерами саморегулируемых аудиторских организаций. Отсутствие объективного критерия качества аудита будет означать, что контролер всегда прав. При этом вердикт будет выноситься исключительно по рабочей документации аудитора. Однако мнение контролера можно будет оспаривать в суде, мотивируя это тем, что аудиторское заключение достоверно, а качество рабочей документации всегда субъективно и не тождественно понятию качества аудита. При возникновении конфликта с клиентом также будет легко доказать свою невиновность, если сумма не отраженных в аудиторском заключении искажений не превысила уровень существенности.
С точки зрения клиентов аудиторских фирм, наличие объективного критерия качества аудиторских услуг позволяет им эффективно защищаться от недобросовестных или некомпетентных аудиторов. Действующее на сегодняшний день законодательство позволяет определить параметры качества оказываемой услуги в договоре на проведение аудита. Отношения между клиентом и аудитором строятся на основе гражданско-правового договора, а именно договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Следовательно, ответственность аудитора перед клиентом является гражданско-правовой и наступает в случает неисполнения или ненадлежащего исполнения аудитором принятых на себя по договору обязательств. Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора (ст. 721 ГК РФ). В существующей практике, как правило, не оговариваются условия о качестве услуг, что, однако, не означает, что это запрещено или невозможно. Клиент вправе потребовать внесения в договор статьи, определяющей, что стороны признают существенными искажениями, а что нет, то есть определить общий и частный уровни существенности. В этом случае при обращении в суд клиент легко сможет доказать ненадлежащее качество услуг, не обращаясь ни к каким внешним экспертизам. Поскольку договор на проведение аудита заключается, как правило, до подготовки годовой бухгалтерской отчетности, определить уровень существенности в абсолютных показателях будет невозможно. Однако ничто не мешает включить в договор порядок его расчета. При этом клиент и аудитор согласовывают соответствующую методику расчета общего и частного уровней существенности и включают ее в договор. В такой ситуации аудитор будет определять характер и объем необходимых аудиторских процедур с целью достичь уверенности в том, что допущенные при ведении бухгалтерского учета искажения не превысят согласованный с клиентом уровень существенности. Соответствующая статья договора (при применении расчета существенности по методике автора) может быть изложена в следующей редакции:
1. Предмет договора.
1.1. Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее— Отчетность) Заказчика за 200_ финансовый год, в целях выражения мнения о ее достоверности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
1.2. Для целей настоящего договора по соглашению сторон устанавливается критерий достоверности данных бухгалтерского учета, равный пяти процентам от оцениваемого показателя. Для оценки достоверности показателей бухгалтерского учета и отчетности рассчитывается сумма допустимых искажений, далее называемая «уровень существенности».
1.3. Уровень существенности определяется как произведение величины оцениваемого показателя на принятый сторонами критерий достоверности.
1.4. Для оценки достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный период устанавливаются частные уровни существенности (для оценки достоверности отдельных показателей) и общий уровень существенности (для выражения общего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности).
1.5. Частный уровень существенности устанавливается для каждого счета рабочего Плана счетов Заказчика и определяется как произведение наибольшего оборота по счету за отчетный период на критерий существенности. Общий уровень существенности определяется как сумма частных уровней существенности.
Разумеется, можно применить и другие методики расчета существенности выявленных в ходе аудита искажений, однако, по накопленному автором опыту, предложенный метод, а также критерий достоверности не вызывают никаких протестов у клиентов. Описание в договоре требований к качеству аудита позволяет клиенту защитить свои интересы в суде. На основании ст. 723 ГК РФ в случаях, когда условия договора о качестве не выполнены или имеются иные недостатки, препятствующие использованию результата оказания услуг по целевому назначению, заказчик вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или соразмерного уменьшения установленной за услуги цены;
• если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В случае если в результате некачественного проведения аудита клиент понес убытки (например, уплатил штраф по акту налоговой проверки), он может обратиться в аудиторскую фирму с претензией или сразу же в суд с иском о взыскании суммы убытков. Как в ходе рассмотрения претензии, так и в ходе судебного разбирательства клиент должен доказать следующие обстоятельства:
• факт реального нанесения убытков;
• причинно-следственную связь между наличием убытков и действиями аудитора;
• совершение аудитором виновных действий, то есть ненадлежащее качество аудита.
При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (определения общего и частных уровней существенности) доказать, что аудит проведен некачественно, практически невозможно, что исключает реальную ответственность аудитора за качество оказанных услуг. Однако, как было показано выше, действующее законодательство все же защищает интересы клиентов аудиторских фирм, если они сами хотят себя защитить на этапе подписания договора.
Существует еще одна группа (и самая многочисленная) пользователей бухгалтерской отчетности, представители которой не вступают в договорные или иные отношения с аудиторами, то есть неспособны оказывать влияние на выбор аудитора и условия договора о качестве услуг, однако могут понести существенный экономический ущерб вследствие некачественного проведения аудита.
Поскольку аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности, как и, собственно, бухгалтерская отчетность, адресованы неограниченному кругу лиц (в чем и состоит функция аудита), существуют пользователи, которые принимают решения на основе анализа публичной бухгалтерской отчетности или ее отдельных статей. Например, инвестор при решении о покупке акций той или иной компании, банк при решении о выдаче или невыдаче кредита, органы государственного управления при выделении бюджетных средств той или иной компании для выполнения каких-либо работ для государственных нужд и многие другие пользователи, полный круг которых трудно перечислить. Однако эту группу пользователей действующее законодательство не защищает никак, поскольку отсутствует нормативно установленный критерий достоверности бухгалтерской отчетности. Как правило, именно эта группа пользователей и становится жертвой «черных аудиторов». Защитить информационную, а следовательно, и экономическую безопасность этой группы пользователей может только государство, установив специальным нормативным актом степень допустимых искажений бухгалтерской отчетности (критерий достоверности). Тогда все группы пользователей бухгалтерской отчетности будут равно защищены от недобросовестности или некомпетентности аудиторов, а аудиторы — защищены от необоснованных обвинений в свой адрес. При этом рынок «черного аудита», как и само явление, будет ликвидирован за 2—3 года усилиями обманутых пользователей и судов.
О регулировании аудита
Предложенная автором методика оценки достоверности бухгалтерской отчетности позволяет по-другому подойти к вопросу о регулировании аудиторской деятельности. В настоящее время преобладает административный, то есть формально-бюрократический подход к регулированию аудита, что признается, пожалуй, всеми, в том числе Правительством России. Так, А. Крикунов сообщает: «Правительством Российской Федерации было определено, что Минфин России имеет следующие потенциально избыточные функции регулирования в области аудиторской деятельности:
— осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
— ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
— организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации» («Аудиторские ведомости», № 5, 2004 г.).
Действительно, бюрократизма у нас хватает. Более эффективным способом регулирования по общему согласию признается экономический, то есть рыночный способ регулирования аудиторской деятельности. Как пишет Е. Гутцайт, ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России, «эффективная борьба с некачественным аудитом возможна, на наш взгляд, лишь в рамках экономического механизма регулирования аудита, но там ведущую роль играют не внешний контроль аудиторской деятельности, внутри фирменный контроль, а штрафные санкции за некачественные проверки со стороны потерпевших ущерб пользователей аудита, страхование гражданской ответственности аудитора и другие инструменты экономического механизма»(«Аудиторские ведомости», № 4—б, 2004 г.). Далее автор продолжает: «Основное значение в повышении качества аудита в условиях возможного усиления экономического механизма регулирования аудита в нашей стране вплоть до его преобладания над административным с оттеснением последнего на вспомогательную роль будут иметь штрафные санкции за некачественный аудит при юридической возможности подачи иска к аудиторской организации со стороны любого пользователя аудита» (там же). Однако юридическая возможность, о которой говорит Е. Гутцайт, обусловлена наличием критерия оценки достоверности бухгалтерской отчетности, закрепленного законодательно. Кроме того, наличие такого критерия позволит не только установить реальную ответственность аудиторов за качество аудита, но и дифференцировать ответственность организаций за подготовку недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. Например, за несущественные ошибки можно освободить от ответственности, а существенные разделить на крупные и особо крупные, разграничив и ответственность за таковые. Никаких объективных причин, не позволяющих государству реализовать этот механизм, не существует.
По мнению автора, к сфере государственного регулирования аудиторской деятельности относятся лишь вопросы, регулирующие отношения между аудиторами и пользователями аудита, то есть обеспечивающие защиту конституционных прав граждан на получение достоверной экономической информации. В действующем законодательстве к таковым относятся: Закон «Об аудиторской деятельности», а также федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», № 4 «Существенность в аудите», № б «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», № 9 «Аффилированные лица», № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
Прочие стандарты аудита являются, по своей сути, технологическими, то есть описывающими порядок проведения и документирования тех или иных аудиторских процедур. Обществу до них нет никакого дела. Более того, конкретные технологии аудита во многих случаях являются ноу-хау или тщательно оберегаемым секретом той или иной аудиторской фирмы, которым она отнюдь не намерена делиться со всеми. Однако сложность аудиторского процесса порождает объективную необходимость создания профессиональных аудиторских объединений. Именно в их компетенции и должна находиться разработка технологических стандартов аудита. С точки зрения государственных органов эта функция является излишней.
Следует сказать несколько слов о соотношении международных и национальных стандартов учета и аудита. Международные стандарты аудита устанавливаются IFAC (International Federation of Accountants — Международной федерацией бухгалтеров), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. Естественно, что руководящие органы этой организации полностью подконтрольны «большой четверке». Как говорится, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Здесь необходимо понимать разницу между международными и многонациональными стандартами. Многонациональный стандарт
означает его применение во многих странах мира. Что касается международных стандартов, то автору неизвестно, где на карте мира находится международная территория и существует ли таковая. В национальных государствах, как правило, существуют национальные правительства, которые в силу действия национальной конституции несут ответственность перед гражданами своего государства за соблюдение и защиту их гражданских прав и свобод. В частности, в России такая обязанность правительства предусмотрена ст. 114 Конституции. В контексте настоящей статьи обязанностью Правительства России является защита права граждан на достоверную экономическую информацию. Возникает вопрос: если в России внедряются международные стандарты аудита (или учета), то какое правительство несет ответственность за полноценную защиту прав и свобод граждан России? А где это правительство находится? Не означает ли внедрение международных стандартов в учете или аудите отказ Правительства России от исполнения конституционных обязанностей и делегирования их нью-йоркским бухгалтерам? А готовы ли они их принять и дать какие-то гарантии народу России? Может быть, у профессиональной корпорации бухгалтеров существуют собственные интересы, не совпадающие с интересами большинства российских граждан? Кто будет защищать граждан России, если корпорация бухгалтеров будет осуществлять свою деятельности им во вред?Ссылки на предстоящее вхождение России в ВТО как оправдание введения международных стандартов здесь неуместны, так как во Франции, старейшем участнике ВТО, действуют национальные стандарты как бухгалтерского учета, так и аудита.
Автор совершенно не намерен критиковать международные стандарты. Там есть что почерпнуть с большой пользой для страны. Однако их внедрение должно происходить через изменение национальных стандартов учета и аудита, без ущемления прав и законных интересов граждан своей страны, с учетом действующей Конституции и особенностей национального законодательства.
В заключение будет уместным сказать несколько слов о предстоящей реформе аудита. С точки зрения автора, готовящиеся изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности»направлены на абсолютную бюрократизацию аудита в России в ущерб конституционным правам как аудиторов, так и пользователей аудита. Поскольку в упомянутом законопроекте отсутствует даже попытка установить объективные требования к достоверности бухгалтерской отчетности и качеству аудита, реально он выражает интересы «большой четверки», а не граждан России. Подробно об этом автор уже писал в «БП» № 29, 34 за текущий год, а также в ряде профессиональных журналов. Поскольку ежегодная выручка «большой четверки» превышает 20 миллиардов долларов, законопроект скорее всего будет принят вопреки интересам национальной безопасности России, как это делалось уже не однажды. Однако даже в случае установления в стране «прайсвотерхаузовского ига»клиенты аудиторских фирм смогут, руководствуясь данными в настоящей статье рекомендациями, эффективно защититься от некачественного аудита.