Принятый в июле Закон № 101-ФЗ* не только устранил ряд неясностей по налогообложению предприятий малого бизнеса, но и внес другие поправки, которые и будут рассмотрены в данной статье.
1 Применение УСН и уплата ЕНВД предусматривают не замену уплаты налога на прибыль организаций, а их освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль.
Разрешены в пользу налогоплательщика, применяющего УСН, спорные вопросы отнесения расходов по основным средствам, произведенным собственными силами. С 2006 г. налогоплательщик может списать не только расходы на приобретение ОС, но и затраты по его сооружению и изготовлению. К примеру, малое предприятие, перешедшее на УСН, не имеет возможности приобрести специальное оборудование для изготовления и ремонта трикотажных изделий. Требуемая машина была изготовлена собственными силами. Фактические затраты в целом составили 320 тыс. руб. с НДС. Эта стоимость и будет учтена у налогоплательщика по подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Аналогичный порядок установлен и в отношении нематериальных активов.
Пункт 3 ст. 346.16 в новой редакции в соответствии с п. 6 ст. 1 Закона № 101-ФЗ от 21.07.2005 утверждает следующее:
• расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
— в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
— в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения —с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;
• в состав основных средств и нематериальных активов включаются те, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Указанное выше позволит малым предприятиям при объекте налогообложения «доходы за вычетом расходов» сократить налогооблагаемую базу и тем самым минимизировать влияние инфляции на инвестиционные процессы.
2 А вот измененная ст. 346.17 разрешит налогоплательщику, находящемуся на УСН, следующее:
1. При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселей признать датой получения доходов дату оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
Этот порядок соответствует ст. 273 НК РФ.
Пример 1Налогоплательщиком в счет произведенных работ от организации-векселедателя получен вексель на сумму 480 тыс. руб. Оплата по нему должна быть произведена в феврале 2006 г. В конце месяца от векселедателя была получена информация о невозможности погашения векселя и согласии на передачу его в марте 2006 г. третьему лицу.
В этом случае вексель, переданный третьему лицу, будет учтен при определении доходов налогоплательщика в марте 2006 г.
2. Признать затраты в составе расходов после их фактической оплаты, а именно:
1) материальные расходы и расходы по оплате труда — в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.
При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.
Пример 2
Организацией, применяющей УСН, приобретены в январе 2006 г. материально-производственные запасы на сумму 236 тыс. руб. с НДС. Оплата МПЗ полностью произведена в январе 2006 г. до начала их поставки. В этом же месяце передано в производство 50% закупленных МПЗ на сумму 118 тыс. руб.
Налогоплательщик имеет право учесть в расходах за январь 2006 г. 118 тыс. руб., хотя оплата была произведена полностью за всю поставку;
2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, — по мере реализации указанных товаров.
При этом налогоплательщик имеет право для целей налогообложения использовать один из методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товаров.
Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Пример 3
Налогоплательщик, применяющий УСН, приобрел в январе 2006 г. товары для перепродажи: 5 января— на сумму 140 тыс. руб. с НДС, 12 января—на сумму 160 тыс. руб. с НДС, 19 января—на сумму 175 тыс. руб. с НДС, 26 января—на сумму 190 тыс. руб. с НДС. Товар был оплачен в январе. Доставка товаров осуществлялась организацией-поставщиком, дополнительная плата за нее составила 20 тыс. руб. На 1 января 2006 г. на складе остаток товаров составил сумму 30 тыс. руб. По состоянию на 1 февраля 2006 г. реализовано 80% товара, или на сумму 556 тыс. руб. по стоимости последних по времени приобретения.
Расходы по доставке 20 тыс. руб. учитываются налогоплательщиком полностью в январе 2006 г.
3. Учесть расходы на уплату налогов и сборов в размере, фактически уплаченном, а при наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учесть в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
Статьи 13—15 НК РФ устанавливают федеральные, региональные и местные налоги, а налогоплательщик, применяющий УСН, не платит только НДС, налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог (за исключением уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Кроме того, организации, применяющие УСН, производят уплату НДС по законодательству РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учесть в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ в последний день отчетного (налогового) периода, но при условии их полной оплаты и использования для осуществления предпринимательской деятельности.
Если в счет оплаты товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав организация выдала вексель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселям и единого образца и развитии вексельного обращения», то расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав подлежат учету после оплаты векселя. Но если плательщик УСН имел вексель третьего лица и передал его в оплату приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, то в этом случае расходы учитываются на дату передачи указанного векселя. Указанные расходы и соответствующие подп. 5 п. 2 ст. 346.17 учитываются исходя из цены договора, но не выше суммы долгового обязательства, указанного в векселе.
Так как при учете доходов и расходов по методу оплаты не возникают суммовые разницы, то в п. 3 ст. 346.17 внесено уточнение о том, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы согласно требованиям этой статьи, то есть кассовым методом, то суммовые разницы при заключенных договорах в условных единицах не учитываются при исчислении налоговой базы.
Пример 4Организация, перешедшая на УСН, заключила договор на поставку материалов 30.08.2005 на сумму 5000 дол. США по курсу 28,4368 руб. за 1 дол. США, или 142,2 тыс. руб. Материалы были организацией-поставщиком поставлены 01.09.2005 (в оценке 142,8 тыс. руб.), а оплата произведена 05.09.2005 в сумме 141,5 тыс. руб.
Материалы полностью списаны были на затраты производства в августе 2005 г., а учтены в сентябре и в оценке 141,5 тыс. руб.
5. Хотя размер налоговых ставок при УСН не изменился, но Законом № 101-ФЗ от 21.07.2005 внесены уточнения следующего характера:
— сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 345.15 НК РФ;
— минимальный налог уплачивается в случае, если именно за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога;
— налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить только исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
— налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Пример 5Торговая организация в соответствии со ст. 346.12 перешлас 2006 г. науплатуединогоналогапоУСН. Но при этом выделила розничную торговлю с площадью торгового зала 150 м2 для перевода на уплату ЕНВД. При этом складское помещение для хранения товаров было единое. Расходы по содержанию складского помещения, включая и затраты по его охране, составляли ежемесячно 60 тыс. руб.
Так как доходы от розничной торговли составляли 10% общих доходов, то расходы по содержанию складского помещения, относимые в состав расходов розничной торговли, составляли ежемесячно сумму б тыс. руб.
6. Следует отметить, что Закон № 101-ФЗ от 21.07.2005 увеличил размер для перехода на упрощенную систему налогообложения с 11 млн руб. до 15 млн руб. Кроме того, ежегодно эта сумма подлежит индексированию на коэффициент-дефлятор. Но налогоплательщик должен принять во внимание, что доходы определяются не от выручки от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ, а от доходов согласно ст. 248 НК РФ, то есть с учетом внереализационных доходов.
7. Расширены виды предпринимательской деятельности, переводимые на уплату ЕНВД, но вновь п. 2.1 в ст. 346.26 свидетельствует о том, что если поименованные в этой статьи виды деятельности осуществляются в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то они не могут быть переведены на ЕНВД.
Исходя из главы 55 ГК РФ:
— по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели;
— вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств;
— ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц;
— прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.
8. Устранены спорные вопросы между плательщиками ЕНВД и налоговыми органами в части:
— автотранспортных организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов. На ЕНВД могут переходить автотранспортные организации, если им принадлежит на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 автотранспортных средств;
— расчета площади при решении вопроса о переходе предприятий розничной торговли и общественного питания на ЕНВД, то есть площадь определяется отдельно по каждому объекту;
— определения понятия розничной торговли: предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт), на основе договоров купли-продажи;
— определения услуг общественного питания: к ним относятся изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, создание условий для потребления и реализации производственной продукции, покупных товаров, а также проведения досуга;
— перевода на ЕНВД организаций общественного питания, у которых нет зала для обслуживания посетителей.
В письмах УФНС России по Московской области от 13.01.2005 № 18-16/32793, № 18-16/33631 изложено, что на ЕНВД не могут быть переведены организации общественного питания в случае отсутствия у них зала для обслуживания посетителей.
9. С 2006 г. владельцы киосков, палаток, торговых автоматов и иных аналогичных объектов, предоставляющих услуги общественного питания, будут уплачивать ЕНВД.
Закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ отдельно ввел в качестве плательщиков ЕНВД организации, размещающие рекламу на транспортных средствах, в состав которых включены грузовые и легковые автомобили организаций, а также общественный транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы), водный транспорт (речные суда) и даже прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски. При этом местом размещения информации или установленных рекламных щитов, табличек и электронных табло являются крыша и боковые поверхности кузовов, а базовая доходность с каждого транспортного средства — 10 тыс. руб.
Начиная с 2006 г. на ЕНВД переводятся также:
— услуги по временному размещению и проживанию граждан, то есть гостиничный бизнес, но надо учесть, что общая площадь спальных помещений не должна превышать 500 м2;
— деятельность по предоставлению во временное пользование торговых мест на рынках и других местах торговли, которые не имеют зала для обслуживания посетителей. Принцип расчета ЕНВД действует, как и при нестанционарной розничной торговле, и в качестве показателя базовой доходности берется торговое место.
В Хотелось бы остановиться на том, какие способы оптимизации налогов по УСН и ЕНВД имели место в 2004— 2005 гг.
Стремление налогоплательщика к оптимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно в силу первичности права собственности перед налоговыми обязательствами. Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. По этой причине разумный налогоплательщик перед тем, как начать осуществление предпринимательской деятельности (или перед началом очередного финансового года), а также перед тем, как осуществить крупную сделку, решает проблемы следующего характера:
— каков размер дохода и в каком периоде этот доход от запланированной сделки можно получить;
— какую сумму будут составлять расходы от осуществляемой сделки;
— какая сумма денежных средств или иных активов останется в результате запланированной сделки;
— какие необходимо принять меры в целях увеличения суммы, остающейся в распоряжении организации.
Пример 6Общество с ограниченной ответственностью предусмотрело получение годовой выручки в сумме 11 000 тыс. руб. и затраты— 6000 тыс. руб.
По общему режиму налогообложения:
— уплата НДС по расчету 763 тыс. руб.;
— ЕСН при фонде оплаты труда 1500 тыс. руб. - 390 тыс. руб.;
— налог на прибыль 24% и на сумму 923 тыс. руб.
В распоряжении общества остается сумма 2924 тыс. руб.
Пример 7Общество с ограниченной ответственностью ликвидирует свой филиал, а на его базе создает новое общество, участником которого остается тоже физическое лицо. Выручка в размере 11 000 тыс. руб. делится поровну, и при этом возникает право на применение упрощенной системы налогообложения.
Общая сумма налоговых вычетов составит 660 тыс. руб. (при определении налоговой базы от полученных доходов) или 750 тыс. руб. (при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» — 6000 тыс. руб.).
В распоряжении данных обществ останется от 4340 тыс. руб. до 4250 тыс. руб.
Наличие у организации филиалов или представительств, как указано в подп. 1 п. 3 ст. 346.12, не позволяет применять упрощенную систему налогообложения.
ГК РФ обязывает организацию филиалы и представительства указывать в уставе и разрабатывать положения, определяющие их статус. Обособленное подразделение не является филиалом или представительством, и его наличие у организации не будет препятствием для применения упрощенной системы налогообложения, что также подтверждено Постановлением ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Хотя в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 и указано, что данное ограничение не распространяется на организации с уставным капиталом из вкладов общественных организаций при их среднесписочной численности не менее 50% инвалидов и с долей в фонде оплаты труда не менее 50%, но практикой арбитражных судов доказаны и иные случаи нераспространения данного ограничения. Так, например, в Постановлении ФАС ДО от 12.11.2003 № Ф03-А51/03-2/2614 говорится, что налоговый орган неправомерно отказал муниципальному учреждению в переходе на упрощенную систему налогообложения на основании того, что доля непосредственного участия другой организации (администрации города) составляла более 25%.
Анализируя упрощенную систему налогообложения, можно прийти к выводу, что налоговая нагрузка ниже по сравнению с общей системой налогообложения, но для принятия окончательного решения о переходе на эту систему налогообложения как организации, так и индивидуальному предпринимателю необходимо произвести расчет получаемой выгоды.
Пример 8
Организация, реализующая товар в розницу, приобрела 100 единиц товара по цене 230 руб. и насумму 23 тыс. руб. Продажа приобретенного товара производится по цене 290 руб. или на сумму 29 тыс. руб. Издержки обращения составили у организации 20 руб. на единицу, всего на сумму 2 тыс. руб.
С суммы реализованного товара уплачиваются:
— НДС в сумме 1,1 тыс. руб. (5,2 тыс. руб. - 4,1 тыс. руб.);
— налог на прибыль 0,9 тыс. руб. [(29 тыс. руб. - 25 тыс. руб.) х 24% : 100%].
Всего сумма к уплате налогов составит 2 тыс. руб. (но следует учесть еще налог на имущество). По упрощенной системе:
— при объекте налогообложения «Доходы» от доходов от реализации товара 29 тыс. руб. сумма налога составит 1,7 тыс. руб. (29 тыс. руб. х 6% : 100%);
— при объекте налогообложения «Доходы за вычетом расходов» от доходов от реализации 29 тыс. руб. и расходов 25 тыс. руб. (23 тыс. руб. + 2 тыс. руб.) сумма налога составит 0,6 тыс. руб. [(29 тыс. руб. - 25 тыс. руб.)] х 15%.
Данные, указанные выше, показывают выгодность упрощенной системы налогообложения.
Но иногда возникают моменты, когда переход на упрощенную систему невыгоден, в частности при осуществлении оптовой торговли. Это вызвано тем, что организациям и индивидуальным предпринимателям не производится возмещение «входного» НДС при приобретении товаров, предназначенных для продажи оптом. В этом случае следует вопрос выгоды рассмотреть со всех сторон вплоть до образования нескольких небольших организаций вместо одной, у которой большие обороты по реализации товаров.
Пример 9
Организация, занимающаяся реализацией товаров оптом, имеет оборот свыше 11 000 тыс. руб. за 9 месяцев, но приняла решение перейти на упрощенную систему налогообложения.
Для того чтобы был осуществлен переход на упрощенную систему, решено создать две самостоятельные организации: одна приобретает товары, а вторая осуществляет их продажу.
Рассматривая вопрос о переходе на УСН, налогоплательщик должен правильно выбрать вариант налогообложения — «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае выбора объекта налогообложения «Доходы»:
— налоговая ставка по ст. 346.20 равна 6% от суммы полученных доходов;
— уплаченная сумма налога снижается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом, как указано в п. 3 ст. 346.21, сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Значит, минимальная сумма налога по УСН может быть 3% (с учетом 50% вычетов).
При выборе в качестве объекта налога по упрощенной системе налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
При анализе выгодности упрощенной системы налогообложения учитывается показатель рентабельности, сумма взносов, предназначенная перечислению на обязательное пенсионное страхование, и выплата пособий по временной нетрудоспособности. При этом показатель рентабельности исчисляется как отношение доходов, сниженных на величину расходов, к доходам, определяемым по требованиям главы 26.2 НК РФ. Учесть нужно также и то, что доходы и расходы признаются по оплате, а из расходов принимаются во внимание только те, которые указаны в ст. 346.16.
При расчете показателя рентабельности, как правило, выгодность выбора объекта налогообложения зависит от следующих моментов:
1) если расчетная рентабельность составит более 40%, то в качестве объекта налогообложения применяется показатель полученных доходов, а сумма налога исчисляется в размере 6%.
Пример 10Доходы организации 1500 тыс. руб., а расходы— 750 тыс. руб. Рентабельность составляет 50% [(1500 тыс. руб. - 750 тыс. руб.): 1500 тыс. руб. х 100%].
При объекте налогообложения «Доходы» сумма налога составит 6% от 1500 тыс. руб., или 90 тыс. руб.
При объекте налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» налогооблагаемая база исчисляется в сумме 750 тыс. руб. (1500 тыс. руб. - 750 тыс. руб.) и исходя из налоговой ставки 15% сумма налога составит 112,5 тыс. руб. (750 тыс. руб. х 15% : 100%);
2) если показатель расчетной рентабельности составит менее 25%, то наиболее выгодно применять показатель «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Пример 11Доходы организации составили 1500 тыс. руб., а расходы— 1275 тыс. руб. Рентабельность исчислена 15% [(1500 тыс. руб. -1275 тыс. руб.): 1500 тыс. руб. х 100%].
При выборе организацией объекта налогообложения «Доходы» сумма налога исходя из 6%-ной ставки составит 90 тыс. руб., а при выборе объекта «Доходы, уменьшенные на величину расходов» налог будет исчислен в сумме 33,7 тыс. руб. [(1500 тыс. руб. - 1275 тыс. руб.) х 15% : 100%];
3) в том случае когда исчисленный показатель рентабельности составляет более 25%, но менее 40%, выбор объекта налогообложения будет определяться в зависимости от суммы взносов в Пенсионный фонд РФ и выплат пособий по временной нетрудоспособности.
Пример 12По годовому плану 2005 г. запланированы доходы в сумме 3000 тыс. руб., а расходы— 2100 тыс. руб. Рентабельность исчислена 30% [(3000 тыс. руб. -2100 тыс. руб.): 3000 тыс. руб. х 100%].
Взносы в Пенсионный фонд запланированы в сумме 60 тыс. руб., а выплата пособий по временной нетрудоспособности составит 45 тыс. руб.
Для определения более выгодного показателя по исчислению объекта налогообложения организация производит расчеты:
— по объекту налогообложения «Доходы» сумма налога составит 180 тыс. руб. (3000 тыс. руб. х 6% : 100%);
— по объекту налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» налог должен быть уплачен в сумме 135 тыс. руб.
Но при этом в обоих случаях необходимо учесть сумму взносов в Пенсионный фонд и выплату пособий по временной нетрудоспособности — 105 тыс. руб.
Иначе говоря, сумма налога от показателя «Доходы» составит 90 тыс. руб., а от показателя «Доходы, уменьшенные на величину расходов» — 135 тыс. руб.
В пункте 1 ст. 346.13 указано, что выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Это свидетельствует о том, что организации и индивидуальные предприниматели при выборе объекта налогообложения должны проявить особую внимательность и изыскать пути снижения налогооблагаемой базы, что позволяет осуществить глава 26.2 НК РФ.
Из изложенного вытекает, что объект налогообложения «Доходы» в большинстве случаев выгоден тем организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых сумма расходов, учитываемых при применении упрощенной системы в соответствии со ст. 346.16, невелика. И наоборот, если сумма осуществленных расходов значительна, то более выгодным объектом налогообложения будут «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Существует вероятность того, что сумма налога у налогоплательщика будет равновелика как при объекте налогообложения в виде доходов, так и при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Для наглядности это можно представить в виде уравнения:
Д х 6% : 100% = (Д - Р)х 15% : 100%,
где Д— полученные организацией или индивидуальным предпринимателем доходы;
Р— произведенные организацией или индивидуальным предпринимателем расходы.
В ходе решения данного уравнения определяется: Д х 6% = (Д - Р)х15%, 6Д= 15Д-15Р, 9Д = 15Р, 9: 15 = Д:РД:Р = 0,6.
Определенное конечное соотношение доходов и расходов организации или индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что если расходы составляют 60% доходов, то приемлемым является объект налогообложения как в виде доходов, так и в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Пример 13Организация планирует перейти на упрощенную систему налогообложения с 2006 г. Предполагается получить доходы в сумме 1500 тыс. руб. и осуществить расходы в сумме 900 тыс. руб., то есть расходы составляют 60%.
В этом случае налог исчисляется в равной сумме 90 тыс. руб.
(1500 тыс. руб. х 6% : 100%) = (1500 тыс. руб. - 900 тыс. руб.) х 15% : 100%.
В настоящее время переход на упрощенную систему налогообложения более выгоден для организаций, чем для индивидуальных предпринимателей. Организации в отличие от индивидуальных предпринимателей не уплачивают налог на прибыль (24%) и налог на имущество, а индивидуальные предприниматели не уплачивают НДФЛ (13%), но уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые по своему размеру незначительны.
Основным преимуществом системы налогообложения в виде ЕНВД является то, что, как это соответствует п. 2 ст. 346. 32, сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Статья 346.28 говорит о том, что налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления своей деятельности в срок не позднее 5 дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте РФ.
Указанное позволяет налогоплательщику выбрать место, где единый налог ниже по сравнению с местом его нахождения.
Так, например, налогоплательщик зарегистрирован в Московской области, а осуществляет торговлю в Тверской области. В этом случае единый налог уплачивается в Тверской области и по правилам, определенным в этой области.
В том случае если у налогоплательщика имеет место превышение площади зала, количества автомобилей, налогоплательщик применяет обычную систему налогообложения.
Рассмотрим отдельные способы, которые позволят не превышать натуральные показатели, если налогоплательщик имеет заинтересованность в уплате единого налога:
1. Деление деятельности.
Налогоплательщик, учитывая установленные ограничения по располагаемой площади, может осуществить деление своей осуществляемой деятельности.
Так, например, налогоплательщик заинтересован в уплате единого налога на вмененный доход, но площадь его торгового зала составляет свыше 150 м2, в этом случае принимается решение об организации общественного питания или создаются несколько юридических лиц, которые все будут плательщиками ЕНВД.
В этом случае следует обратить внимание на ст. 346.27, определяющую, что площадь торгового зала, то есть зала для непосредственного обслуживания посетителей и используемого налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания. Эта площадь подлежит определению на основе инвентаризационных и соответствующих иных документов.
• В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.05.2003 № Ф08-1346/2003-571А говорится следующее: кассационная жалоба налогового органа о занижении площади кафе налогоплательщиком не подлежит удовлетворению, поскольку протокол осмотра помещения не содержит доказательств, подтверждающих совершение налогового правонарушения.
Порядок проведения осмотра помещений налогоплательщика установлен ст. 92 НК РФ, согласно которой соблюдаются правила:
— осмотр осуществляется только в ходе выездной налоговой проверки;
— осмотр осуществляется должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку;
— осмотр производится в присутствии понятых;
— в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия;
— о производстве осмотра составляется протокол.
Суд в ходе рассмотрения дела указал, что из протокола досмотра не усматривается, с помощью каких средств проводилось измерение фактической площади кафе. Поскольку данное мероприятие требует специальных технических знаний, целесообразно при проведении замеров площадей приглашать к участию в осмотре помещений специалистов органов технической инвентаризации.
Также суд указал, что при проведении проверки налоговая инспекция не проверила данные о размере физического показателя по расчетам специалистов.
В целях исключения разногласий с налоговыми органами налогоплательщику необходимо иметь в наличии документ от органа технической инвентаризации о площади, на которой осуществляется торговля или общественное питание.
• В Постановлении ФАС УО от 03.11.2003 № ф-9/3664/03-АК подтверждена позиция налогоплательщика, состоящая в том, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может быть применена в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины, имеющие площадь по каждому объекту менее 150 м2.
Позиция налогового органа состояла в том, что налогоплательщик не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход, если площадь хотя бы одного магазина, через который осуществляется розничная торговля, превышает 150 м2.
ФАС отметил, что в соответствии с п. 2 ст. 346.26 налогоплательщик, обладая семью магазинами, три из которых имеют площадь 150 м2, имеет полное право перехода на уплату единого налога по данным трем торговым точкам.
• В Постановлении ФАС ЗСО от 15.09.2003 № ф-4/4577-992/А03-2003 не поддержана позиция налогового органа об использовании предпринимателем площади большего размера, чем указано для расчета налоговой базы при уплате единого налога. Позиция налогоплательщика состояла в том, что расчет площади земельного участка, используемого под автостоянку, при уплате единого налога, указан правильно.
Так как замер земельного участка налоговым органом был осуществлен с нарушением налогового законодательства, то есть не обеспечено требование ст. 92, 98 и 99 НК РФ, то решением суда в удовлетворении требований налогового органа отказано.
Следовательно, если налогоплательщиком используется для осуществления торговых операций несколько залов, каждый из которых занимает общую площадь свыше 150 м2, то в этом случае применяется общая система, а решение проблемы возможно только образованием нескольких юридических лиц с использованием ими залов площадью не более 150 м2. Аналогичным образом можно решить вопрос и с оказанием автотранспортных услуг.
Пример 14Налогоплательщик имеет торговый зал площадью более 400 м2. После проведенной работы из одного зала сделаны 3 торговых зала. При этом также налогоплательщиком были приняты необходимые меры по образованию трех организаций по осуществлению розничной торговли, у каждой из которых размер торговой площади не превышал 150 м2.
Проведенные мероприятия способствовали переходу всех 3 налогоплательщиков на уплату единого налога.
2. Выделение деятельности, которую можно перевести на уплату ЕНВД.
Так, если налогоплательщик занимается продажей автомобилей, то им проводится работа по созданию двух организаций, одна из которых осуществляет деятельность по оптовой торговле, а вторая — по розничной торговле. При этом организации розничной торговли выделяется торговый зал площадью не более 150 м2. Покупатель осматривает автомобили на складе налогоплательщика, осуществляющего деятельность по оптовой торговле, а оплату производит через магазин розничной торговли. Когда возникает необходимость, магазин оптовой торговли реализует выбранные покупателями автомобили магазину розничной торговли. Смысл схемы состоит в том, что магазин розничной торговли использует склады магазина оптовой торговли, а также основной доход от торговой деятельности оформляется через налогоплательщика розничной торговли, переведенного на единый налог. Риск данной схемы состоит в том, что налоговый орган может выявить, что площадь налогоплательщика, осуществляющего деятельность по оптовой торговле, используется налогоплательщиком, торгующим в розницу, но это следует доказать.
3. Наличие неучтенной реализации.
Различные схемы ухода от уплаты налогов способствуют возникновению таких ситуаций, когда покупатель в лице организации или индивидуального предпринимателя хочет приобрести в магазине оптовой торговли товар
без оформления факта покупки. В этом случае покупателем производится оплата за приобретенную партию товаров без документального оформления. Конечно, продавец, который не хочет рисковать, имеет возможность отказаться от указанной сделки или согласиться с условиями покупателя. И эту проблему продавца решает налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю и переведенный на уплату единого налога.
Схема данной операции заключается в следующем.
Покупка товара производится в магазине оптовой торговли без оформления документов, а продавец осуществляет продажу приобретенного товара покупателем через магазин розничной торговли, и оплата денежных средств проводится в установленном порядке через кассовый аппарат магазина, производящего уплату единого налога, у которого увеличение выручки от реализации не оказывает влияния на величину установленного единого налога.
Пример 15Налогоплательщик-организация производит розничную и оптовую торговлю электротехникой. Условия осуществления розничной торговли способствовали переводу ее на уплату единого налога на вмененный доход. Покупатель захотел приобрести 20 единиц электротехники без оформления документов.
Покупателю было предложено эту сделку оформить как приобретение в магазине розничной торговли. Покупатель согласился на это условие и внес денежные средства в кассу магазина, то есть сделка осуществлена в режиме розничной торговли. Эта операция не нарушила законодательство по продаже товаров и налоговое законодательство налогоплательщиком единого налога.
4. Передача части функций сторонним организациям.
По отдельным видам деятельности (оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; разносная (развозная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) единый налог исчисляется исходя из количества работников, включая индивидуального предпринимателя. И в связи с этим чем меньше в организации, переведенной на уплату единого налога, численность работников, тем меньше по расчету сумма единого налога.
В этом случае основной способ минимизировать сумму единого налога — передача части выполняемых работ сторонним организациям по заключенным с ними договорам. Так, в связи с тем что п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»позволяет руководителю организации передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации, руководитель организации так и делает, что позволяет ему не держать штат бухгалтеров. Вместо содержания штата младшего обслуживающего персонала налогоплательщик заключает договор на выполнение работ по уборке помещения и территории магазина со сторонними организациями. Сокращение численности работников организации способствует снижению единого налога.
* Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ«О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».