Социальные расходы российского бюджета достигли самого высокого уровня за последние 40 лет, отмечали участники заседания Экономического клуба ФБК, которое состоялось на этой неделе. Если среднегодовая цена на нефть марки Urals будет ниже 100 долл. за баррель, правительству придется сокращать набранные накануне выборов социальные обязательства или выполнять их за счет государственных заимствований.
По итогам прошлого года доля социальных выплат составила 18,2% в бюджетных расходах и прочно заняла второе место в структуре доходов населения. «Это самый высокий уровень за все 40 с лишним лет статистических наблюдений за этим показателем. Даже при социализме государство не могло себе такого позволить, — подчеркнул директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Самый высокий показатель времен советской плановой экономики — 16,4% в 1991 г.». Эти цифры заставляют задуматься о реалистичности бюджетных обязательств в социальной сфере. «Весьма симптоматичны последние предложения Минфина о сокращении военных и пенсионных расходов, по перерасчету уровня бедности и повышению пенсионного возраста. Не будем также забывать и о других предложениях, активно прорабатываемых в различных ведомствах. Показательно, например, желание фактически „огосударствить“ обязательную накопительную часть пенсии. Во властных структурах уже пытаются найти способ экономить, осознавая, что социальные обязательства чрезмерны», — заметил экономист.
Рост социальных расходов — общая черта всех постиндустриальных стран, полагает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. «Пенсионная система тут — фактор первый среди равных. В 2007 г. на пенсионные отчисления шло 5% ВВП, в 2011 г. — уже 9%. Рост на 1 п.п. в год могут позволить себе только богатые страны, но для России это вряд ли оправданно», — считает эксперт. Сегодня, чтобы решить проблему дыры в пенсионном фонде, начали говорить об отказе от страховой части пенсии и «огосударствлении» денег, накопленных гражданами. «Власти взяли высокие социальные обязательства, однако они отказываются от реформирования пенсионной системы, которое необходимо», — считает г-жа Малева. Пенсионное страхование должно быть привязано к уровню зарплаты будущего пенсионера. Пока же официальные органы рассматривают его как страхование от бедности и увязывают пенсию с прожиточным минимумом. «Драйвером экономического роста должен стать средний класс, однако пока его пенсия очень слабо зависит от того, сколько он зарабатывает в течение трудовой жизни», — констатировала директор НИСП.
В результате проведения активной социальной поддержки граждан в последнее время, по словам директора Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергея Смирнова, люди поверили, что государство обязано их многим обеспечивать. Здесь очень важно добиться эффективности распределения социальных расходов и точности их учета. «Например, выплаты детских пособий военным срочной службы записаны на социальные расходы, хотя логично списывать их на военные. Или вопрос о том, в какие семьи попадает материнский капитал. Конечно, это немного, но таких недочетов может набраться много», — заметил ученый «Вышки».
Социальным расточительством, которое легко исправляется, г-н Смирнов назвал запредельно низкий минимальный стаж для получения пенсии (всего пять лет). «Сфера социальных расходов нуждается даже не в ручной, а точечной настройке. Должна быть проведена аналитическая работа и исправлены недочеты, если правительство хочет исключить социальные катаклизмы», — уверен эксперт.
Между тем цены на нефть, которая является определяющим фактором стабильности бюджетных доходов, уже пикировали ниже 100 долл. за баррель — показателя, заложенного в федеральный бюджет нынешнего года.
Напомним, что доходы бюджета в текущем году предполагаются на уровне 11,78 трлн руб., расходы — 12,656 трлн руб., то есть главный финансовый план стран был сверстан уже с дефицитом.
Правда, определенный запас прочности бюджета заложен за счет высокого уровня цен марки Urals в течение января — апреля нынешнего года (порядка 115 долл. за баррель). Вместе с тем главный финансовый план предусматривает постепенное увеличение доли ненефтегазовых доходов за счет роста поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Пока же данные Федеральной налоговой службы показывают в I квартале 2012 г. опережающий прирост налога на добычу природных ископаемых (37% по сравнению с уровнем прошлого года), а НДС прибавил в весе лишь 11%.