Рыночные торговцы — народ, конечно, не святой. Но чем они так нагрешили, что в прошлом году число проверок торговых мест на розничных рынках выросло почти в пять раз, штрафов с них собрали больше в 19 раз, а в пересчете на одно «штрафное» торговое место сумма наказания увеличилась в десять раз? Всю остальную розничную торговлю по общей сумме штрафанули в 3,5 раза меньше.
Вообще уже несколько лет назад на государственном уровне приняли установку загнать рынки и ярмарки из-под открытого неба в прямом смысле под крыши с капитальными стенами. Но поскольку дело затратное и далеко не всем рыночным «крышам» по карману, процесс цивилизации этой торговой вольницы в целом происходит в виде перманентного сокращения численности рынков и торговых мест. Подтверждением тому — представленная справка от Росстата.
При любых установках свыше взбурлившая в прошлом году проверочная активность Роспотребнадзора воспринимается как спланированная наступательная акция. В цифрах, представленных Росстатом, это выглядит так: в 2011 г. органы Роспотребнадзора провели 48 000 проверок торговых мест на розничных рынках против 10 000 проверок годом раньше. Выявлены нарушения в каждом третьем случае, вынесено 12 000 постановлений о наложении штрафов — ровно вдвое больше, чем в 2010-м. Из них 29,5% (в 2010 г. — 31,8%) — за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, 23,7% (соответственно 22,5%) — за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, 21,4% (21,5%) — за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Штрафов с правонарушителей собрали на сумму 273 млн руб. против 14,5 млн в 2010 г. В расчете на одно торговое место, где обнаружились нарушения, сумма штрафа составила 25 500 руб. против 2600 руб. годом раньше.
Эту картину хорошо оттеняют данные по торгующим организациям вне рынков. Потревожил их Роспотребнадзор в 2011 г. больше — 75 000 проверок, но это на 8000 меньше, чем в 2010-м.
Правда, нарушений открылось столько же — 65 000. «Бьются» между собой и собранные суммы штрафов — 77 млн руб. в прошлом году и 73,7 млн — в позапрошлом. Добавим, что в обороте розничной торговли рынкам принадлежит около 11%, а штрафов с них сняли в 2011 г. по сумме в 3,5 раза больше, чем за их заборами.
Львиную долю торговых мест на рынках (75,6% из 878 000 на 1 апреля этого года) занимают индивидуальные предприниматели, и «наезд» на них с проверками, когда со стороны высшей власти отчетливо звучит просьба не кошмарить бизнес, да еще в год перед судьбоносными для нее выборами, выглядит аполитично. Но знатоки внешней политики и ценители конспирологических сюжетов, известно, отводят Роспотребнадзору особую роль в шлифовке дружбы с российскими соседями. Поэтому по поводу прошлогоднего наката на отечественные розничные рынки они могут заметить, что эти торговые точки могли стать жертвой дружеской газо-сыро-молочной войны России с Белоруссией, а затем Украиной.
Поводы к таким умозаключениям действительно есть. Так, еще в 2010 г. с огромным отрывом от других продуктов питания, продававшихся на рынках, лидером по претензиям к качеству стал сыр — 64,7% в отобранных пробах. Заметим, годом ранее некачественных сыров было выявлено только 12%. Но головки им потребнадзор вправил, и в 2011 г. нехорошего сыра осталось всего 5,2%. Зато подняла голову цельномолочная продукция, некачественная доля которой выросла с 10,9% в 2010 г. до 22,4% в 2011-м. А производимое из молока животное масло вообще захватило лидерство — его отбраковка выросла за год с 20,4 до 41,4%.
По сообщениям из ближнего зарубежья, инспекторы Роспотребнадзора продолжают пробовать сыры на украинских сыродельнях. Однако версия трагической роли высокой политики в судьбе российских рынков и ярмарок не подтверждается данными по другим торговым организациям. Претензий к сырам, молоку и маслу на их прилавках немного, и в 2011 г. они даже понизились.
Если настаивать на этой версии, то выходит, что либо белорусские и украинские производители названной продукции избрали наши рынки для партизанских действий, которые Роспотребнадзор решительно пресек облавой в 2011 г., либо у остальной торговли больше мастерства и возможностей разруливать «недоразумения» с проверяющими органами.
Будем реалистичнее: рынки действительно ориентированы в основном на небогатые слои населения и товаров некачественных, залежалых, непонятного происхождения, а то и опасных для здоровья там немало.
Кстати, напомним, что в 2007 г. было проведено 148 400 проверок торговых мест на рынках — в три раза больше, чем в 2011-м. Постановлений о наложении штрафов выписали тогда 61 700. Но на одно место с нарушением штрафа пришлось 1400 руб. — не силой наказания, а массовостью брали. Правда, в ту пору призыв не кошмарить бизнес не звучал так пронзительно.
к сведению
Падает численность рынков и ярмарок
В апреле 2012 г. в обороте розничной торговли доля розничных рынков и ярмарок составила 10,6% (в апреле 2011 г. — 11,5%).
На 1 апреля в России функционировало 3080 розничных рынков, что на 301 единицу меньше, чем на 1 апреля 2011 г. Только с 1 января по 1 апреля 2012 г. закрылись или были преобразованы в торговые центры 79 рынков, в том числе 74 универсальных, 14 специализированных рынков по продаже продуктов питания, один вещевой, два по продаже строительных материалов. В то же время число сельскохозяйственных рынков увеличилось на 11, сельскохозяйственных кооперативных рынков — на один. Не изменилось за этот период число специализированных рынков по продаже радио- и электробытовой техники и рынков другой специализации.
Универсальные рынки составляют 72,6% от общего числа рынков (на 1 января 2012 г. — 73,2%), вещевые — 9,0 (8,8), сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные — 8,5 (7,9), рынки по продаже продуктов питания — 3,8 (4,2), по продаже строительных материалов — 2,1 (2,1), по продаже радио- и электробытовой техники — 0,1 (0,1), рынки другой специализации — 3,9% (3,7%).
Количество торговых мест на рынках на 1 апреля 2012 г. составило 878 000 — на 70 300 меньше, чем годом ранее. По сравнению с 1 января текущего года их число сократилось на 18 300, или на 2,0%.
Уровень фактического использования торговых мест на 1 апреля 2012 г. в среднем по России составил 71,8% против 72,8% на аналогичную дату 2011 г., в том числе на универсальных рынках — 71,6 (73,1), специализированных рынках по продаже продуктов питания — 81,6 (80,5), вещевых рынках — 73,8 (72,5), рынках по продаже радио- и электробытовой техники — 58,9 (67,1), строительных рынках — 90,0 (88,2), сельскохозяйственных рынках — 63,0 (61,6), сельскохозяйственных кооперативных рынках — 54,2% (47,0%).
Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. На 1 апреля 2012 г. предприниматели арендовали 682 000 торговых мест, или 77,7% от их общего числа. Уровень использования этих мест по сравнению с аналогичной датой предыдущего года снизился и составил 75,6% (на 1 апреля 2011 г. — 76,6%). Частные лица (население) арендовали 131 000 торговых мест (14,9% от общего числа), из них использовалось 54,7% (на 1 апреля 2011 г. — 55,0%). Крестьянским (фермерским) хозяйствам было выделено 11 100 торговых мест (1,3% от общего числа), но и эти места использовались в среднем по России лишь наполовину (47,8% на 1 апреля 2012 г. и на 1 апреля 2011 г.). Самый высокий процент использования (84,6% на 1 апреля 2012 г.) был зарегистрирован по торговым местам, закрепленным за юридическими лицами (30 400 мест, или 3,5% от общего числа). Личным подсобным хозяйствам на отчетную дату было выделено 23 500 торговых мест (2,7% от общего числа), из них использовалось 52,3%.
На 1 апреля 2012 г. на розничных рынках осуществляли деятельность 440 600 индивидуальных предпринимателей (на 1 января 2012 г. — 456 900).
На розничных рынках и ярмарках население покупает около 9% продовольственных товаров, по непродовольственным товарам они формируют 14% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, напольными покрытиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем удельный вес рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, технических носителей информации, бытовых электротоваров не превышает 3%.