По мнению экспертов, у российского фармацевтического рынка хорошие перспективы для роста. Но сегодня этому мешают резко возросшие социальные налоги и отсутствие системы лекарственного страхования.
Российский фармацевтический рынок входит в десятку крупнейших в мире и занимает восьмое место. По словам директора по исследованиям компании DSM Group Юлии Нечаевой, объем рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) в 2011 г. составил 824 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2010 г. В свою очередь аналитики компании «Атон» отмечают: «Новые регуляторные меры, которые будут приняты в текущем году, создадут фундамент для перераспределения рентабельности в пользу дистрибьютеров и аптек, а также будут способствовать изменению конкурентной среды.
Рынок демонстрирует стабильный рост
В основе оптимистичного восприятия — позитивный прогноз фармацевтического рынка. Мы прогнозируем рост фармацевтического рынка (в рублевом выражении) на 14% в годовом сопоставлении в 2012 г. на фоне восстановления темпов роста коммерческого рынка в 2-м полугодии 2012 г., а также повышения госрасходов (которое было обещано в ходе предвыборной программы)».
Весь фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов — государственного и коммерческого.
Коммерческий включает в себя аптечные продажи ГЛС и парафармацевтики без учета продаж по системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), государственный — аптечные продажи ГЛС по программе ДЛО, а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения.
Исходя из прогнозов DSM Group в 2012 г. коммерческий сегмент фармацевтического рынка увеличится на 12% — до 516 млрд руб., государственный — на 5% — до 156 млрд руб. Объемы госпитального и льготного сегментов могут возрасти еще больше, если будет расширен перечень тех заболеваний, лекарства для лечения которых закупаются за счет бюджета.
Минздравсоцразвития подготовило проект перечня редких заболеваний, включающий свыше 80 наименований. До сегодняшнего дня список таких болезней отсутствовал.
В настоящее время, по словам Ю. Нечаевой, государство играет важную роль на фармацевтическом рынке страны. Это касается всех сторон развития: контроль за ценами на жизненно необходимые и важнейшие препараты (регулирование, ценообразование), новые законодательные инициативы в сфере обращения лекарств, контроль за деятельностью медпредставителей. В то же время помимо введения на рынке различных ограничений государство активно вкладывает денежные средства в фармрынок. В стране реализуется программа «Семь нозологий», в соответствии с которой лекарственные средства, предназначенные для лечения больных семью редкими и наиболее дорогостоящими заболеваниями, централизованно закупаются за счет средств федерального бюджета. Препараты предоставляются в амбулаторных условиях в виде льготного обеспечения. Также внедряется в жизнь государственная программа льготного лекарственного обеспечения. Происходит масштабное финансирование проектов по развитию отечественной фармпромышленности, в частности программа «Фарма-2020», создаются фармкластеры, выделяются средства на переход отечественных заводов на выпуск лекарств, отвечающих международным стандартам качества. Но несмотря на предпринимаемые государством меры, развитие рынка, считает Ю. Нечаева, будет происходить умеренными темпами, в пределах 10—15% в год. Кардинально рынок может измениться, если появится новый сегмент (таковым оказалась программа ДЛО в 2005 г.).
76% продаваемых лекарств — импорт
Несмотря на благоприятные перспективы, по мнению Артема Бектемирова, генерального директора и совладельца ОАО «Аптечная сеть 36,6», существует ряд проблем. Главная из них — подавляющее большинство импортных препаратов, доля которых, по данным DSM Group, составляет 76%. Поэтому первые места в рейтинге крупнейших игроков на рынке занимают иностранные компании Sanofi-aventis и Novartis. На третьей строчке в списке топ-20 единственная отечественная компания «Фармстандарт». По обороту среди аптек крупнейшими сетями являются «36,6», «Ригла», «Импозия», их совокупная доля достигает 7,2%.
По мнению А. Бектемирова, такая высокая импортная составляющая на рынке обусловлена прежде всего тем, что обещанные преференции российским производителям практически не работают. Иностранные компании переносят в Россию производство лекарств, но в большинстве случаев имеет место существующий ассортимент, а не новые разработки. Таким образом, речь не идет об изменении конкурентной среды.
Между тем не только значительная доля импортных препаратов на фармрынке страны беспокоит А. Бектемирова. Существенно возросшее в январе 2011 г. налоговое бремя привело к тому, что более половины валовой прибыли — это затраты на персонал и разного рода налоги. С 1 января 2011 г. аптекари перешли с уплаты единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, а вместо единого социального налога в виде 14% от фонда заработной платы уплачивают страховые взносы в размере 34%.
По заявлению исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатовой, рентабельность аптечных организаций за девять месяцев 2011 г. была отрицательной — на уровне –3,8%. Основной причиной низкой рентабельности, считает она, стало резкое увеличение налогового бремени. Многие аптеки ушли в теневой бизнес. «Сейчас существует серьезная угроза качеству лекарственных препаратов, доходящих до потребителя. Рентабельность аптек на нуле, они исчерпали свой потенциал», — сетует Н. Игнатова.
Новая система налогообложения заставила владельцев аптек искать пути увеличения рентабельности. Некоторые из них стали изменять формат торговли, открывая дискаунтеры. Об их открытии объявили «Группа А5» (бренд «Норма»), сеть «Радуга» («Радуга Эконом»), санкт-петербургская «Первая помощь» («Ленинградские аптеки»), «Ригла» («Будь здоров!» и петербургский «Фармакор» («Экономь»).
А. Бектемиров уверен, что дискаунтер — не лучший выход из ситуации. Он дает хорошие продажи и хорошую оборачиваемость лекарств, в этот формат легко войти, но трудно выйти. Он не стимулирует развитие и часто приводит к банкротству бизнеса, в том числе из-за подрыва доверия покупателя.
Другая возможность увеличения рентабельности аптек — создание и продвижение товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Основное преимущество СТМ — высокое качество продукта при более низких ценах. В 1-м полугодии прошлого года продажи СТМ в сети «36,6» увеличились на 67%. Кроме собственных продаж сеть намерена активно продвигать СТМ в других аптеках, парафармацевтических магазинах. «При оптимальных условиях продажи сторонним покупателям могут удвоить потребление СТМ „36,6“», — считает А. Бектемиров. Собственные торговые марки уже есть в ассортименте «Риглы» и «Группы А5». По некоторым продуктам под СТМ маржа может быть выше, чем по обычным препаратам, на 60—80%, по другим вдвое, рассказывал газете «Ведомости» председатель совета директоров «Группы А5» Роман Буздалин.
Собственным путем стала развиваться A.V.E group, созданная бывшими топ-менеджерами аптечных сетей «Доктор Столетов» и «Группы А5» Владимиром Кинцурашвили и Иваном Саганелидзе. В конце прошлого года компания объявила о создании аптек в новом для рынка премиальном сегменте — со средним чеком на 2500 руб. Для сравнения: средний чек в сети «Ригла» составляет 400 руб. Компания намерена вложить 4,5 млн долл. в открытие 15 аптек премиум-класса и окупить проект за три года. Первая аптека нового проекта открылась в ТЦ Hoff, расположенном на пятом километре Новорижского шоссе. В ближайшее время руководство компании собирается довести количество точек до 10—15. Аналитики рынка считают, что новый проект может оказаться успешным, ведь людей, готовых платить не столько за лекарства, сколько за сопутствующие товары, немало.
Стране необходима система лекарственного страхования
Главный фактор, тормозящий развитие рынка ГЛС, по мнению Ю. Нечаевой, — отсутствие системы лекарственного страхования. В Великобритании, например, значительный драйвер роста аптечной розницы — именно обслуживание рецептов. Покупая прописанные врачом медикаменты, пациент, имеющий полис ОМС, заплатит лишь часть его стоимости. Оставшаяся часть будет оплачена за счет страховки. Деньги будут перечислены за счет бюджета территориального фонда ОМС. Таким образом, государство может взять на себя часть расходов населения на лекарственные препараты. Соплатеж из госбюджета может составлять половину цены за лекарства. Средства в территориальный фонд ОМС на лекарственное страхование должны поступать из бюджета, предназначенного для покрытия расходов за медицинские услуги в рамках госгарантий. Эта программа, считает Ю. Нечаева, для россиян совершенно необходима, ведь цены на лекарственные препараты продолжают расти, в то время как потребление лекарств на душу населения постоянно увеличивается. Создание программы лекарственного страхования в нашей стране позволит отечественному фармрынку увеличиться на 15—20%.
Потребление ГЛС в России и других странах мира в 2011 г. на душу населения, долл. в год
Япония |
790 |
США |
754 |
Китай |
31 |
Германия |
459 |
Франция |
462 |
Бразилия |
118 |
Канада |
608 |
Россия |
113 |
Италия |
272 |
Великобритания |
236 |
Испания |
325 |
Источник: DSM Group