Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (Определение от 11.05.2012 № 697-О).
Председатель профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации, уволенный по сокращению штата, нарушение своих конституционных прав усмотрел в том, что оспариваемая им норма (ч. 3 ст. 81 ТК РФ) обязывает работодателя предлагать работнику только вакантные должности, хотя, по его мнению, работодатель обязан предлагать и должности, занимаемые совместителями, с которыми вправе расторгнуть договор на основании ст. 288 ТК РФ.
Конституционный суд не нашел оснований для принятия жалобы, поскольку при увольнения по сокращению численности или штата ч. 3 ст. 81 ТК РФ предоставляет работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении, возможность продолжить трудовую деятельность у работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях. Этот элемент увольнения носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающий права работников.
Определение же, какая работа (должность) должна быть предложена работнику, подлежащему увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, не входит в полномочия Конституционного суда РФ, как они установлены в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Данный вопрос относится к компетенции судов общей юрисдикции, оценивающих при возникновении спора правомерность действий работодателя.