Сегодня неуклонно растет число тех, кто работает вне места расположения работодателя, то есть дистанционно. Так трудятся многие специалисты с разной квалификацией, в частности программисты, графические дизайнеры, переводчики, журналисты, редакторы. В общем, работники, деятельность которых не связана с необходимостью использовать спецсредства, оборудование, сырье и материалы работодателя. Сейчас неясности, связанные с юридическим оформлением в рамках действующего Трудового кодекса РФ дистанционного труда, приводят к тому, что названные сотрудники лишены возможности официального трудоустройства, то есть с ними обычно заключаются не трудовые, а гражданско-правовые договоры. В результате Правительство РФ по поручению Президента РФ разработало и внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „Об электронной подписи“»1, которым предлагается урегулировать вопросы дистанционного труда. Об ожидаемом эффекте от официального признания такой формы занятости, пользе и преимуществах дистанционной организации труда мы узнали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты РФ.
«ЭЖ»: Ожидаемый эффект от внедрения такой формы занятости: в чем польза работодателю/работнику, преимущества организации труда?
Минтруд: Среди преимуществ данной формы организации труда можно выделить:
- сокращение издержек работодателя на аренду помещений и организацию рабочих мест;
- экономию времени, энергии и средств работника из-за отсутствия транспортных проблем — доставка до рабочего места и обратно. Как следствие, уменьшение загрязнения окружающей среды из-за сокращения транспортных потоков;
- рост производительности труда при его организации в соответствии с желанием работника в более комфортных домашних условиях.
Дистанционная занятость повышает деловую активность и занятость населения, поскольку работники получают возможность работать, не покидая дома. Работодатели при этом привлекают работников, не обеспечивая последних рабочими местами.
«ЭЖ»: Как определить, что работодатель вправе предложить работнику дистанционную работу?
Минтруд: Любой работодатель имеет право по своему усмотрению предложить работнику дистанционную работу.
«ЭЖ»: Кто может инициировать дистанционную работу — работодатель или работник?
Минтруд: Обе стороны.
«ЭЖ»: Какими правовыми основаниями предстоит руководствоваться работодателю и работнику при заключении трудового договора? Как подтвердить равноценность договора в письменной форме и договора в электронной форме?
Минтруд: Следует руководствоваться Трудовым кодексом РФ. В случае принятия закона подтверждения не потребуется.
«ЭЖ»: Как работнику представить копии документов, предусмотренных для трудоустройства при дистанционной занятости?
Минтруд: При заключении трудового договора документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, могут быть представлены дистанционным работником в электронном виде.
«ЭЖ»: Работник вправе не вносить запись о дистанционной работе в трудовую книжку — такое изменение планируется внести в Трудовой кодекс Российской Федерации. Как работник подтвердит период дистанционной работы?
Минтруд: Во-первых, при заключении трудового договора с дистанционным работником в электронном виде работодатель обязан направить дистанционному работнику заверенную надлежащим образом копию трудового договора по почте заказным письмом с уведомлением не позднее трех календарных дней с даты заключения трудового договора.
Во-вторых, работодатель должен производить отчисления в государственные внебюджетные фонды. Поэтому сведения о периоде дистанционной работы будут находиться и в Пенсионном фонде РФ, в его системе персонифицированного учета.
«ЭЖ»: Кто распределяет рабочее время и время отдыха при дистанционной работе (вне места расположения работодателя)?
Минтруд: По законопроекту дистанционные работники распределяют рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором.
«ЭЖ»: Сможет ли работодатель перевести на дистанционную работу работников, работающих по его месту расположения?
Минтруд: Если обе стороны согласны, то да.
От редакции
Законопроект, который предложило Правительство РФ, кажется прогрессивным и способствующим развитию гибких форм занятости. Однако уже сейчас очевидно, что без полосы препятствий не обойдется. Так, Минтруд России оставил без ответа вопрос «ЭЖ», какие дополнительные обязанности появляются у работодателя в связи с внедрением электронной формы договора. Ведь понятно, что работодателю предстоит озаботиться сохранением конфиденциальности, защитой персональных данных работника в процессе передачи информации. Необходимы и пояснения, как применять усиленную квалифицированную электронную подпись при оформлении трудовых отношений. Все это дает основания предположить, что новеллы законодательства потребуют от работодателей материальных затрат. И связаны они будут прежде всего с информационными технологиями. Безусловно, дистанционная форма занятости будет развиваться. Уже сегодня в базах вакансий на сайтах по поиску работы можно найти несколько тысяч предложений от работодателей, готовых принять на работу в условиях дистанционной занятости.
к сведению
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации появилось в результате преобразования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Существовавшее с 1991 по 2004 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации было упразднено Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». С марта 2004 г. по май 2012 г. вопросы трудовых отношений находились в компентенции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).
1 Законопроект № 88331-6 внесен в Госдуму РФ 6 июня 2012 г.