В среду, 13 июня, агентство Moody's Investors Service сократило рейтинг госдолга Испании на три ступени — с «А3» до «Ваа3», заявив, что одобренный план помощи испанским банкам увеличил долговое бремя страны.
Как сообщает Reuters, агентство Moody's, которое присвоило рейтингу негативный прогноз, также отметило «очень ограниченный» доступ испанского правительства на международные долговые рынки и слабость национальной экономики. При этом новое сокращение рейтинга может состояться уже в ближайшие три месяца.
Еще совсем недавно, 11 июня, власти Испании едва ли не праздновали победу. После получения согласия на выделение 100 млрд евро на спасение испанских банков казалось, что все тревоги рынка позади. Во всяком случае премьер-министр Испании Мариано Рахой, сообщив радостно, что «теперь этот вопрос решен», отбыл в Польшу поддерживать футбольную сборную. Зря поторопился.
Уже во вторник, через два дня после игры вничью испанцев с итальянцами стоимость испанского долга достигла исторических высот — с момента вступления страны в зону евро, разумеется. Инвесторы таким образом дали понять, что, конечно, для испанских банков и их акционеров это прекрасная сделка, но для правительства, налогоплательщиков и тех инвесторов, кто одолжил Испании денег, не очень.
Множество и мелких, и значительных параметров выкупа испанских банковских проблем остаются неразрешенными. В частности, до сих пор непонятно, какая именно из спасательных финансовых служб Европы будет перечислять деньги испанским банкам. Но есть и очевидные вещи. Как бы и кто бы ни помогал испанским банкам, поручаться за них все равно будет Мадрид, то есть к гигантскому суверенному долгу Испании добавится еще 100 млрд евро. Это еще на 10 п.п. увеличит общий долг страны, который достигнет 90% ВВП.
Указанный факт прекрасно объясняет, почему с таким ожесточением инвесторы распродавали долговые бумаги Испании в понедельник, вторник и среду. Ставка доходности по самым важным, десятилетним, облигациям достигла невероятных 6,8%. И если еще недавно Испания считалась более благополучным должником, чем Ирландия, Португалия или несчастная Греция, то теперь с таким-то уровнем доходности она ничем от них не отличается.
Так что банковского выкупа может и не хватить, придется как-то помогать уже испанскому бюджету.
«К сожалению, Испании не удалось достичь главной цели ее переговоров с евробюрократией — заставить Европу взять на себя хотя бы часть рисков своего банковского сектора. Теперь вся эта скверная конструкция легла на плечи испанских налогоплательщиков, — сетует Луис Гарсиано, испанский экономист и преподаватель Лондонской экономической школы. — Одалживали нашей финансовой системе банки и страховые компании Северной Европы — именно из тех стран, которые будут расхлебывать последствия стомиллиардного решения».
Рейтинговое агентство Fitch на прошлой неделе уже понизило статус суверенных долгов Испании почти до мусорного, а во вторник предупредило, что если Испания использует даже не все 100 млрд, а только 60 млрд евро из пакета помощи банкам, то траектория испанского долга достигнет на пике, в 2015 г., 95% ВВП — невыразимо много для депрессивной экономики страны. Вспомним апрельское высказывание министра экономики Испании Луиса де Гиндоса, который обещал, что долговая нагрузка составит в этом году только 78% ВВП.
Fitch, кстати, не купилось на 100 млрд евро и во вторник в очередной раз понизило кредитный рейтинг 18 испанских проблемных банков, в том числе Bankia, сильно пострадавшего от вложений в недвижимость и национализированного в начале мая.
Некоторые аналитики предполагают, что Европа хотела бы заставить Испанию как суверенного заемщика принять помощь до выборов в греческий парламент, которые назначены на ближайшее воскресенье. Тогда между Грецией и Испанией возникла бы стена и не надо было бы решать проблемы двух стран сразу.