Ситуация 1
Организация торговли для увеличения ассортимента реализуемой продукции закупила сельхоз продукцию у населения (владельцев приусадебных и дачных участков). Какими документами нужно оформить эту операцию? Каков порядок ее отражения в бухгалтерском и налоговом учете? Обязана ли организация удержать НДФЛ у физического лица, поставляющего продукцию своего приусадебного хозяйства ?
При покупке сельхозпродукции у физического лица (не индивидуального предпринимателя) мы советуем торговой организации заполнять единственный документ — закупочный акт по унифицированной форме № ОП-5 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).
Оплату за сельхозпродукцию организациям лучше производить за наличный расчет через сотрудников организации (подотчетных лиц), осуществляющих закупку товаров, с которыми администрацией организации заключен договор о материальной ответственности (п. 7.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1-794/32-5). Можно расплатиться также путем перечисления денежных средств на лицевой счет физического лица — поставщика продукции в Сбербанке России при условии его наличия.
К сведению!
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (см. п. 4 ст. 2 Закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ«О личном подсобном хозяйстве»).
Сельхозпродукция, приобретенная у физлица с целью ее перепродажи, является частью материально-производственных запасов (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости ее приобретения (п. 2 ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В налоговом учете расходы на приобретение сельхозпродукции у физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с целью ее перепродажи относятся на расходы по реализации покупных товаров (ст. 320 НК РФ). Заметим, что в налоговом учете товары учитываются только по покупной стоимости, без отражения транспортных расходов, информационных и консультационных услуг, вознаграждений посредническим организациям и других расходов, связанных с их приобретением.
Организации, приобретающие у населения (граждан РФ) сельхозпродукцию, не обязаны удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с сумм, выплачиваемых физлицам за приобретаемое у них имущество. По этим доходам физические лица исчисляют и уплачивают налог самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). При этом с этих сумм они не должны платить ни ЕСН и ни страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Ситуация 2
Торговая организация решила заключить срочные трудовые договоры (на 2 месяца) с несколькими физическими лицами. Основными трудовыми обязанностями работников будет продажа на улице с лотков сельскохозяйственной продукции. Что должна учесть организация при заключении срочного трудового договора, чтобы избежать в последствии трудовых споров? Можно ли привлекать этих граждан для работы в праздничные дни?
При заключении трудовых отношений с такими работниками обратите внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, им не может быть установлен испытательный срок (ст. 289 ТК РФ).
Во-вторых, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, могут быть в пределах этого срока привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни им компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере (ст. 290 ТК РФ), тогда как работникам, с которыми заключен несрочный трудовой договор, может быть предоставлен дополнительный день отдыха (ст. 153 ТК РФ).
В-третьих, для них установлен иной порядок расчета количества дней положенного отпуска (либо компенсации за неиспользованный отпуск) — им предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).
В-четвертых, таким работникам не выплачивается выходное пособие при увольнении. Работник же имеет право предупредить работодателя о том, что он не хочет больше работать, за три календарных дня до увольнения.
К сведению!
В отношении таких временных работников необходимо также учитывать положения Указа Президиума ВС СССР от 24.09.74 № 311-IX«Об условиях труда временных рабочих и служащих» в части, непротиворечащей ТК РФ.