Минфин России не возражает против учета в целях налогообложения прибыли расходов на рекламирование товаров через платежные терминалы. Но, по мнению финансистов, подобные затраты признаются нормируемыми и принимаются в пределах 1% выручки от реализации продукции. Такие разъяснения даны в письме ведомства от 01.06.2012 № 03-03-06/1/287.
В комментируемом письме финансисты рассмотрели ситуацию, когда компания рекламирует свои товары, размещая рекламные баннеры в терминалах экспресс-оплаты. Можно ли полностью учесть такие затраты при расчете налога на прибыль?
Специалисты финансового ведомства напомнили, что расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли подразделяются на нормируемые (принимаемые в пределах установленного лимита) и ненормируемые (принимаемые в сумме фактических затрат).
Налоговое законодательство ставит нормирование расходов на рекламу в зависимость в том числе от способа ее размещения (доведения до потребителя). Так, в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ приведен перечень ненормируемых расходов на рекламу.
В нем названы расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (например, объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании и др.
Расходы компании на иные виды рекламы, не поименованные в указанных абзацах и осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, при расчете налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Финансисты поясняют, что в случае, когда реклама распространяется с помощью программного обеспечения, установленного в платежном терминале, то есть без передачи рекламной информации через Интернет, затраты на ее размещение принимаются в пределах 1% выручки компании-рекламодателя.
Отметим, что финансисты подстраховались, предположив, что рекламные ролики в терминалах экспресс-оплаты могут транслироваться и через Интернет. Тогда затраты перейдут в разряд ненормируемых. Теоретически это, пожалуй, возможно, но затраты на такую рекламу были бы значительно выше, чем на размещение баннеров непосредственно в «памяти» терминала.
Иногда владельцы терминалов предлагают размещение в рекламе ссылки с возможностью перехода на интернет-сайт рекламодателя, но соединение рекламодатель оплачивает отдельно. Надо иметь в виду, что налоговики и такой способ рекламы не посчитают «ненормируемым», поскольку сам баннер, содержащий ссылку на сайт продавца товаров (работ, услуг), все же размещен не в Интернете, а записан в программу конкретного терминала.