В письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 специалисты ФНС России рассказали, как будет проходить проверка, если организация представит уточненную налоговую декларацию. Именно этими разъяснениями теперь будут руководствоваться нижестоящие налоговые органы.
По общему правилу в рамках выездной налоговой проверки налоговики могут проверить период, не превышающий трех календарных лет. Основание — п. 4 ст. 89 НК РФ. Однако в это правило Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ было внесено уточнение: если иное не предусмотрено данной статьей. Кроме того, указанную норму дополнили положением: если налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, то проверяется период, за который представлена уточненка.
Несмотря на то что такие новации действуют почти два года (с 2 сентября 2010 г.), однозначного толкования п. 4 ст. 89 НК РФ в новой редакции до сих пор нет. Существуют две точки зрения. Первая: если организация представит уточненную декларацию, то налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку того периода, за которой сдана уточненка. Вторая: инспекторы могут проверить период, за который сдана уточненная декларация, только если она представлена во время проведения выездной налоговой проверки.
В комментируемом письме налоговики рассказали, как, с их точки зрения, применять п. 4 ст. 89 в новой редакции. Проверяющие указали на пять моментов, которые необходимо учесть.
Во-первых, эта норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествовавших году, в котором вынесено решение о проведении проверки).
Во-вторых, названный пункт применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествовавших году, в котором она представлена.
В-третьих, дополнение, внесенное в п. 4 ст. 89 НК РФ, дает налоговикам право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В-четвертых, выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой.
В-пятых, момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до или после ее проведения) для применения нормы значения не имеет.
Как видим, позиция контролирующих органов не в пользу налогоплательщиков. Но, на наш взгляд, выездная проверка, превышающая три календарных года, предшествовавших году, в котором сдается уточненка, грозит компаниям, только если отчетность корректируется в ходе выездной проверки. Это следует из п. 4 ст. 89 НК РФ. Поэтому налоговые органы не вправе расширенно толковать обозначенную норму.
Судебной практики по данному вопросу пока нет. Но надеемся, что она сложится в пользу налогоплательщиков.