Налоговый кодекс предоставляет право налоговым органам исчислять налоги за налогоплательщика в ограниченном количестве случаев. В частности, расчетный метод определения налогооблагаемых доходов применяется, когда истребованные для проверки документы не представлены в установленные Кодексом сроки.
Встречаются ситуации, когда такое непредставление документов вызвано «полууважительными»причинами. То есть учет велся, а документы исчезли. Но не «в неизвестном направлении», а утрачены, например, в результате пожара или изъяты для проведения контрольных мероприятий сотрудниками других дружественных налоговому ведомств. Как правило, в этих случаях вместо «первички», необходимой для подтверждения доходов и расходов, налогоплательщик может предъявить проверяющим только справку от официальных органов о том, что нужных документов у него нет по объективным причинам, и в сроки, установленные Кодексом, эти документы вряд ли появятся. Тогда налоговики начинают усердно работать за налогоплательщика и, чего греха таить, — в свою пользу. Призывать их к соблюдению чувства меры иногда приходится через суд...
Если «первичка» сгорела
Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем в случаях (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ):
1 непредставления налогоплательщиком в срок более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов;
2 отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
3 ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Основанием для самостоятельного расчета является имеющаяся у контролеров информация о налогоплательщике, а также данные об иных аналогичных налогоплательщиках.
Ранее порядок самостоятельного исчисления налоговыми органами налогов расчетным путем был предусмотрен п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006. Порядок применения этого Указа был утвержден Госналогслужбой РФ 13.08.94 № ВГ-4-13/94н, Минфином РФ 13.08.94 № 104, ЦБ РФ 16.08.94 № 104. С 3 августа 1999 года п. 6 Указа № 1006 утратил силу в соответствии с Указом Президента РФ от 03.08.99 № 977.
Однако до сих пор приемы, аналогичные перечисленным в Порядке № ВГ-4-13/94н, применяются на практике. Очевидно, это связано с тем, что ничего более подходящего для раскрытия положений подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ власти пока не разработали. Само по себе применение налоговиками устаревших правил (при наличии достаточных оснований для применения расчетного метода) у судов, как правило, возражений не вызывает. Однако арбитры придирчиво проверяют выбор объектов-аналогов, служащих для самостоятельного расчета налогов фискалами, а также исследуют соблюдение сопоставимости данных и обоснованность методики их обработки.
В п. 6.1 старого Порядка № ВГ-4-13/94н налоговым органам было рекомендовано при выборе предприятий-аналогов руководствоваться критериями отраслевой принадлежности, конкретного вида деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и т. д. Подчеркнем, что в этом пункте Порядка рассмотрены правила подготовки к самостоятельному исчислению облагаемого дохода налогоплательщика, не представившего документы на проверку или ведущего учет с существенными нарушениями.
В случае если налогоплательщик утратил только документы, подтверждающие собственные расходы, то инспекторы вовсе не считают себя обязанными определять суммы расходов расчетным методом.
В случае отсутствия на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, предприятий, осуществляющих производство соответствующего вида продукции (работ, услуг), Порядок № ВГ-4-13/94н разрешает использовать данные по предприятиям соответствующей подгруппы, группы, вида, подотрасли, отрасли народного хозяйства. При этом контролерам рекомендовано ориентироваться на соответствующие общесоюзные классификаторы.
Если единственным параметром, мешающим сопоставимости организации-аналога и проверяемой организации, является объем выручки, то для определения искомого облагаемого дохода предлагается использовать соотношение выручки и облагаемого дохода у аналога.
Если же объем выручки у проверяемого лица установить сложно, то используется соотношение между размером облагаемого дохода и численностью производственного персонала на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности. В случае отсутствия подходящих аналогов на подведомственной территории налоговики могут поискать их в соседних регионах.
Пользуясь случаем как следует «помочь» налогоплательщику, налоговые органы не упускают возможность насчитать налоги в сумме, как можно большей. Поэтому налогоплательщикам иногда приходится оспаривать если не само право самостоятельных фискальных расчетов, то хотя бы их корректность. При этом судьи могут встать на сторону налогоплательщиков.
Приведем пример тщательного анализа судом не одного, а даже нескольких отобранных налоговиками аналогов для доначисления налогов проверяемой организации.
1 Судом было признано недействительным решение налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций, исчисленных исходя из «виртуального» облагаемого дохода, который был определен расчетным методом. Поводом для применения расчетного метода явилась утрата налогоплательщиком части первичных документов в результате пожара.
Арбитры остались недовольны тем, что у проверяемого лица от трех подобранных налоговиками аналогов отличались не только виды товаров, но и место деятельности, объемы выручки и численность штата.
Подчеркнем, что само по себе применение в 2003 году Порядка № 104 и п. 6 Указа № 1006, отмененного еще в 1999 году, у суда вопросов не вызвало (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2005, 12.05.2005 по делу № 10АП-917/05-АК).
2 Судьи признали неадекватным подбор налоговиками аналогов для самостоятельного расчета налогов налогоплательщику-«погорельцу».
Контролеры опирались на формальное наличие как у проверяемой организации, так и у ее аналогов (из других регионов) лицензий на одинаковые виды работ. При этом фискалами не было принято во внимание, что сопоставляемые налогоплательщики получили лицензии в разное время. То есть в проверяемый период организации-аналоги занимались видами деятельности, не совпадающими с видами деятельности налогоплательщика. При этом суд заметил, что налоговиками не доказано ведение организациями-аналогами только одного вида деятельности — лицензируемого. Более того, контролеров не смутило, что выручка у двух аналогов отличалась почти в семь раз. Усредненные данные позволили инспекции насчитать проверяемому лицу сумму налога на прибыль, которая за два года превысила заявленную налогоплательщиком в соответствующих декларациях, более чем в пять раз, а по налогу на пользователей автомобильных дорог— в 2,5 раза.
Такое начисление суд признал произвольным и ущемляющим права налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2004 по делу №Абб-1134-04).
Если «первичку» изъяли «дружественные» ведомства
Первичные документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, могут «временно» отсутствовать у налогоплательщика в связи с изъятием их уполномоченными государственными органами. В этом случае их непредставление на проверку не считается достаточным основанием для применения расчетного метода исчисления налогов.
Так, Конституционным Судом РФ была рассмотрена жалоба гражданина-налогоплательщика, которому налоговые органы самостоятельно насчитали недоимку, пени и штраф в связи с непредставлением истребованных документов. Гражданин никак не мог представить запрошенные документы фискалам, так как они были изъяты у него органами предварительного следствия областного УВД. То обстоятельство, что положения подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в подобной ситуации допускают применение расчетного метода, налогоплательщик счел ущемлением своих конституционных прав. Он предположил, что формулировка Кодекса может послужить поводом для произвола государственных органов в исчислении налогов, подлежащих уплате.
Конституционный Суд РФ поддержал свою прежнюю позицию, согласно которой сам по себе расчетный метод исчисления налогов не противоречит Конституции РФ и допускается к применению. Это связано с обязанностью правильной, полной и своевременной уплаты налогов и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.
Однако, по мнению арбитров, факт непредставления налогоплательщиком документов в связи с их изъятием следственными органами не может служить безусловным основанием для применения расчетного метода исчисления налогов. Судьи также отметили, что в соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ при осуществлении своих функций налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Другими словами, изъятые органами следствия документы не являются безвозвратно утерянными и нужную информацию налоговые органы могут раздобыть у этих органов, пользуясь своими полномочиями, определенными Налоговым кодексом (Определение КС РФ от 05.07.2005 № 301-О).Расчетный метод нельзя применять без разбора
Обратим внимание на то, что арбитры считают перечень оснований для применения расчетного метода, установленный подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию.
Поэтому, например, было признано неправомерным исчисление расчетным путем суммы «входного» НДС, который, по мнению инспекции, не подлежал вычету. Налоговики изобрели методику, согласно которой указанная сумма налога определялась как процент от суммы неподтвержденного и неоплаченного экспорта. Более того, сумма НДС была рассчитана нарастающим итогом за предыдущие налоговые периоды. Суд пришел к заключению, что подобный метод расчета не имеет правового обоснования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2005 по делу № А56-14705/04).
Одних результатов расчетного метода маловато
Встречаются ситуации, когда самостоятельное доначисление налога расчетным путем налоговики производят «кулуарно». То есть ни основания для подобной меры, ни методику расчета они не отражают в акте и решении, оформленным по результатам проверки. Озадаченному налогоплательщику предъявляется только результат вычислений — требование об уплате налога, пеней и штрафных санкций.
Судьи такие решения инспекции «на веру» не воспринимают, а требуют соблюдать правила п. 3 ст. 101 НК РФ.
Кодексом предусмотрено, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой. В решении должны быть приведены ссылки на документы, в том числе первичные бухгалтерские документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Кроме того, в решении следует отразить доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Несоответствие материалов проверки указанным требованиям дает основания суду отказать фискалам в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций с проверяемого лица (Постановление ФАС Центрального округа от 12.09.2005 № А08-14252/04-21).