Алексей Кудрин и Виктор Христенко уже высказались против усиления государственного присутствия в экономике. Герман Греф в сердцах даже назвал сторонников увеличения вмешательства державы в хозяйственные процессы неандертальцами— забавное отношение к своему непосредственному начальству.
Между тем, по оценке главы Минфина, наша экономика еще даже не вышла на уровень 1990 г. Так, объем ВВП сегодня составляет 90% от показателя пятнадцатилетней давности, даже параметры нефтегазового комплекса— самой успешной отрасли современной экономики— не дотянулись пока до уровня неандертальцев. Например, добыча нефти в России в 1980 г. равнялась547 млн т, а сегодня этот показатель— 460 млн.
Сравнивать индикаторы развития машиностроения или авиапрома просто рука не поднимается, там отставание составляет разы. Так что, если использовать классификацию Германа Оскаровича, увы, сегодня мы находимся на уровне питекантропов.
Несмотря на бурные протесты руководителей экономических министерств, считающих государство неэффективным собственником, оно активно наращивает свои хозяйственные активы.
Конечно, для создания на базе «Газпрома» глобальной энергетической компании и присоединения к ней активов «Юганскнефтегаза» и «Сибнефти» помимо прочих есть вполне объективные предпосылки.
Глобальную конкуренцию на мировых рынках могут выдержать только мощные корпорации с высокой концентрацией финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
Так что не стоит везде искать интриги «кремлевского двора». Просто такие проекты, как строительство газопровода по дну Балтийского моря, могут реализовать лишь корпорации с высокой консолидацией активов. Кстати, для поддержки этого трубопровода сам Президент активно использовал административный ресурс и даже личные связи с друзьями Герхардом и Тони.
Следующий набег неандертальцы сделают на самолетостроение и ОПК (читай— машиностроение). Стратегия развития авиапрома и объемы ее государственного финансирования сейчас уточняются, оборонка идет вслед за ним.
Ларец государственных инвестиций уже открыт, и ветры бюджетного финансирования дуют со страшной силой, очередным свидетельством чего стали допмеры главы Кабинета министров.
Сердцевиной экономической политики являются инвестиции, и с данной точки зрения программа Михаила Фрадкова — весьма интересный документ.
По сути, она предусматривает создание инфраструктуры государственных инвестиций в экономику.
Кроме уже созданного Инвестиционного фонда премьер министр предлагает учредить три новых:
✔ Инновационный фонд развития отраслей экономики;
✔ Российский инвестиционный фонд для поддержки информационно-коммуникационных технологий;
✔ Венчурный инновационный фонд.
Далее, глава Кабинета министров считает необходимым расширять систему финансовых институтов, осуществляющих государственные инвестиции в отечественную экономику. Он предлагает изменить статус Российского банка развития, сделать его уполномоченным банком правительства и увеличить его уставный капитал.
Для стимулирования промышленного экспорта программа предусматривает на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка создать новый государственный специализированный экспортно-импортный банк, также увеличив размеры его капитала.
Еще одна допмера — новые целевые программы развития высокотехнологичных территориально-отраслевых кластеров. Создание их инфраструктуры будет финансироваться на 30% из федеральных средств, остальные деньги поступят из региональных бюджетов. При этом премьер намерен использовать общепринятые во всем мире методы целевого программирования (план график мероприятий, ответственные исполнители, ожидаемые результаты, количественные показатели).
Дополнительными все эти меры, учитывая их масштабность, можно назвать с трудом. Но самая интересная интрига заключается в том, как их будут проводить в хозяйственную практику министры, фактически уже высказавшиеся против реализации?
Здесь ведь все, как в обычной компании, только государственного масштаба. Есть команда — будут реализовываться проекты, нет — останутся на бумаге. Так что задача в общем то не из легких: перейти от теории к практике, от питекантропов— к неандертальцам, или, по крайней мере, к показателям их экономического развития.
К сведению
30 млрд руб. должен составить уставный капитал Российского банка развития;
30 млрд руб. будет равен уставный капитал нового экспортно-импортного банка;
1,35 млрд руб. — ориентировочный размер Венчурного инновационного фонда.
Цифры и факты
9,3 млрд дол. составляет капитализация экспортно-импортного банка Японии;
2,3 млрд дол. равняется уставный капитал экспортно-импортного банка Южной Кореи;
1 млрд дол. — уставный капитал экспортно-импортного банка США;
100 млн дол. будет равняться в соответствии с программой Михаила Фрадкова предельная сумма государственных гарантий по экспортным операциям.
Источник: «Дополнительные меры,направленные на ускорение экономического роста»