В России появился еще один вид обязательного страхования — страхование гражданской ответственности перевозчика. Он введен подписанным Президентом РФ 14 июня 2012 г. Федеральным законом № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее — Закон). К чему готовиться пассажироперевозчикам?
Новый вид страхования является обязательным для перевозок пассажиров любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы — Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта, Устав железнодорожного транспорта. Исключение сделано для перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров легковым такси — их ответственность страхуется по ОСАГО, а также для метрополитена — его гражданская ответственность не страхуется, а ущерб потерпевшим возмещается напрямую из средств данного перевозчика.
Новая обязанность
С 1 января 2013 г. (даты вступления в силу основной части Закона) перевозчики независимо от вида транспорта обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Пункт 1 ст. 5 Закона устанавливает прямой запрет на осуществление перевозок пассажиров перевозчиками (за исключением метрополитенов), гражданская ответственность которых не застрахована.
Договор страхования будет публичным
Исполнение установленной для перевозчика обязанности по страхованию подтверждает договор обязательного страхования. Этот договор публичный. Значит, в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ при его заключении страховщик не может отказать лицу, обратившемуся к нему, оказывать предпочтение одному перевозчику перед другим, а условия договора должны быть одинаковыми для всех перевозчиков.
При необоснованном уклонении страховщика от заключения договора перевозчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Еще один способ защиты, который может быть применен перевозчиком одновременно с требованием о понуждении к заключению договора, — возмещение стороной, необоснованно уклоняющейся от заключения договора, причиненных этим другой стороне убытков.
Расторгаем договор
В жизни бывает всякое. Например, перевозчик примет решение не заниматься больше перевозкой пассажиров. Тогда ему следует обратить внимание на ст. 9 Закона. В ней установлены особенности прекращения договора обязательного страхования. В частности, расторжение договора допускается по соглашению сторон, если такое соглашение составлено в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами.
Тем не менее, на наш взгляд, установленная Законом особенность не исключает для перевозчика возможности одностороннего отказа от договора страхования, причем в любое время (п. 2 ст. 958 ГК РФ).
Что касается возможности страховщика в одностороннем порядке расторгнуть договор, здесь мнения юристов расходятся. Одни считают, что это возможно, другие — нет. Формируемая судебная практика по спорам, связанным с публичными договорами, в данном вопросе неоднозначна. Но на этом останавливаться не будем, это тема отдельной статьи.
Единственное, что должен знать перевозчик: при расторжении или досрочном прекращении договора страхования страховщик обязан уведомить об этом орган транспортного контроля и надзора в течение трех рабочих дней, следующих за днем расторжения или досрочного прекращения договора.
Законе не упоминает о том, какая ответственность последует для страховщика-молчуна, а также не содержит отсылочной нормы к законодательству.
Регрессное требование
У страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику при наступлении страхового случая вследствие:
- умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
- управления транспортным средством (ТС) лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- отсутствия у лица, управлявшего ТС, прав управления им;
- нарушения перевозчиком режима труда и отдыха водителей;
- управления ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация ТС запрещена.
Кроме того, регрессное требование возникает в иных предусмотренных законами случаях.
Что будет, если договора нет
Если перевозчик не застрахуется и будет заниматься пассажироперевозками, его привлекут к ответственности в виде суммы страховой премии, которую он должен был заплатить страховщику, взыщут с него проценты в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ (за пользование чужими денежными средствами), а также привлекут к административной ответственности по новой ст. 11.31 КоАП РФ — штраф от 500 000 до 1 млн руб.
Контроль и надзор
Контролировать исполнение обязанности по страхованию будет орган транспортного контроля и надзора. При этом контроль за исполнением обязанностей по информированию пассажиров о страховщике и договоре страхования, а также при наступлении страхового случая о правах потерпевших, перечисленных в п. 6—9 ст. 5 Закона, будет осуществляться при проверках.