Российские компании все активнее привлекают финансовые средства на зарубежных рынках, используя программы американских и глобальных депозитарных расписок и выпуская еврооблигации. Такая тенденция тревожит и профессиональных участников отечественного фондового рынка, и его регулятора. В чем причины зарубежных предпочтений и как изменить ситуацию? Эта тема была одной из основных на VII Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Вот ведь парадокс: при хорошей внешней конъюнктуре на ключевых для российских компаний рынках и росте экономики наш фондовый рынок находится в состоянии стагнации. Новые размещения еще редки, число компаний — «голубых фишек» не растет, а ликвидность большинства акций остается на низком уровне.
В то же время у нас уже появляются институциональные инвесторы, которые готовы предложить деньги на длительный срок. А кто их будет осваивать, если прохождение листинга на зарубежных торговых площадках неизбежно перетягивает туда и вторичный рынок акций российских компаний? Если так пойдет и дальше, то, пожалуй, за ними потянутся на Запад средства наших инвесторов.
Перспективы не слишком радужные. Однако участники конференции были настроены более оптимистично.
Юрий Данилов, старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка (ЦРФР):— Уходит российский рынок на Запад или нет? Мнения различны. Разговоры об этом начались в прошлом году. Тогда лишь четверть биржевого оборота акций приходилась на Россию. Но в этом году вторичный рынок акций вернулся. По итогам сентября уже свыше 60% его оборота — на наших площадках. Процесс возврата будет продолжаться, думаю, произойдет стабилизация доли российских бирж на этом уровне. Есть возможности ее роста до 80%, но при условии эффективной государственной политики не только в области финансовых рынков, но и инвестиционного климата.
Что касается первичного рынка, здесь ситуация иная. В нынешнем году, когда IPO пошли достаточно массово и объемно, видно, что преимущество отдано западным площадкам...На основной площадке Лондонской биржи на российские компании приходится 60% средств, привлеченных в ходе IPO в текущем году.
Западные теплицы
Предпочтение первичного размещения акций на Лондонской или Нью-Йоркской биржах в первую очередь связывают с большими по российским меркам объемами размещения. Считается, что наш фондовый рынок все еще не в состоянии переварить сделки свыше 1 млрд дол. Однако руководство ФСФР иного мнения. Да и на наших биржах отмечают высокие темпы роста оборотов— их ежегодное удвоение и готовность осваивать значительные средства инвесторов.
Конечно, помимо прочего, заявка о себе на зарубежных площадках имеет важное имиджевое значение: повышает узнаваемость компании для иностранных инвесторов и придает ей больший вес дома.
Кроме того, эмитенты считают, что выведение компании в «неближний свет» позволит получить более справедливую цену за акции. Это не лишено оснований, поскольку инвесторы готовы платить несколько дороже за акции, изначально предложенные, например, на Лондонской бирже, учитывая уровень подготовки IPO.
Среди серьезных причин ухода эмитентов с отечественного рынка эксперты называют высокие политические риски, которые удерживают крупных иностранных портфельных инвесторов от покупки российских акций. Да и сами эмитенты подчас рассматривают размещение акций за рубежом не с целью привлечения денег, а как подстраховку от олигархического риска.
Начать с законов
Что же можно изменить? Прежде всего необходимо упростить процедуру IPO в России. Нет пределов и усилению защиты прав акционеров. Ведь с каждым годом будет проводиться все больше IPO, и размещаться компании будут не на основе патриотических принципов, а там, где можно привлечь больше денег на лучших условиях.
Пока закон не предусматривает категорию «квалифицированный инвестор», требования к которому могли бы существенно снизить его издержки и привлечь на рынок больше денег. Ждут профучастники и изменения правил инвестирования пенсионных накоплений (есть надежда, что такой законопроект МЭРТ внесет в правительство до конца 2005 г.).Что касается законодательного введения новых для нас финансовых инструментов, то здесь многое будет зависеть от желания (или нежелания) вносить коррективы в Гражданский кодекс.
По прогнозам экспертов, в какой-то момент, видимо за пределами или на границе трехлетнего периода, Россия выйдет на пропорции, характерные для развивающихся стран, — IPO в большем объеме будет проходить на внутреннем рынке.
На Франкфуртской фондовой бирже торгуются 6500 акций, 6000 облигаций и 43 000 варрантов. В общем объеме торгов ценными бумагами 47% приходится на эмитентов Германии и53% — на «иностранцев». Российские ценные бумаги составляют 90% в объеме торгов по сектору стран Восточной и Центральной Европы.
Для этого, кстати, важно внедрение в практику принципов делового оборота, которые будут соблюдаться всеми участниками рынка.
Сейчас западные площадки позволяют значительно снизить трансакционные издержки, которые в России связаны с барьерами для межстранового перелива капитала. Механизмы, предусмотренные нашим валютным законодательством, создают большие риски для иностранных инвесторов, которые покупали бы ценные бумаги на нашем внутреннем рынке. Правда, те из них, кто уже работал с российскими бумагами, адаптировались к новациям валютного законодательства. И все же для развития вторичного рынка его нужно оптимизировать.
Болезни роста
Несмотря на то что представители бирж заявляют о своей готовности работать со все большими объемами инвестиций, по мнению специалистов, им есть над чем потрудиться в плане повышения технологичности торговых систем. В частности, есть предложения по решению IT-проблем, которые позволят снизить затраты инвесторов и участников при лучшем взаимодействии торговых систем и учетно-расчетной инфраструктуры.
На самих же биржах признают, что у нас пока неразвиты некоторые инструменты, превалирует спотовая торговля, а деривативов (срочных сделок) еще немного — обороты на РТС соответственно 1500 млн и200 млн дол. Зато есть куда расти.
Кстати, из-за тех же болезней роста сложно оценить объем внебиржевых операций. По мнению специалистов, работающих с акциями второго эшелона, 90% сделок не заводится ни в какую систему. Лишь когда необходимый пакет уже собран, сделка оформляется через биржу. Так что реальные обороты гораздо выше (с учетом внебиржевых сделок), и, пожалуй, нельзя говорить однозначно, что рынок уходит на Запад.
Сейчас идет активный процесс консолидации пакетов акций новыми собственниками, что никак не связано со вторичным рынком. Через какое-то время, считают эксперты, «причесав» компании в плане корпоративного управления, международных стандартов, эти собственники будут выходить на рынок первичных размещений или вторичный рынок акций с четким пониманием своих целей.
Так что в целом все вроде бы неплохо, на каждом участке есть перспективы роста. Значит, нужно консолидировать усилия, чтобы и в целом рынок ценных бумаг становился более конкурентоспособным.
Но есть и ложка дегтя: готовящийся ко второму чтению в Госдуме законопроект о защите конкуренции, по оценке старшего советника по правовым вопросам ЦРФР Татьяны Медведевой, убивает эту самую конкуренцию на финансовом рынке, приравнивая его к товарным. Вот и еще один аргумент в пользу консолидации сил профучастников. Пока время не ушло. Ведь здесь как в гонках на многоместном велосипеде. Если одни будут изо всех сил жать на педали, а другие — на тормоза, то в лучшем случае останемся в хвосте у лидеров, а в худшем — свалимся.