Статус социально ответственного — это большой плюс предприятия. Обычно он свидетельствует о его успешной деятельности. Благополучное с социальной точки зрения предприятие получает лучшие условия для дальнейшего развития — выигрывает в конкурсах, тендерах на госзаказы и т. д., пользуется общественным признанием. Социальная ответственность бизнеса — это важнейший компонент рыночной экономики. Один из первых обладателей престижного статуса — ОАО «Российские железные дороги». Слово — его вице-президенту Олегу Атькову.
«Российские железные дороги» объединяют 45 тысяч предприятий, на которых работают 1,3 млн человек, — это самая крупная железнодорожная компания в мире, которая растет и динамично развивается.
Структурное реформирование РЖД, начавшееся два года назад, предполагает высокие темпы развития производств, их модернизацию, значительное повышение производительности труда.
Экономический эффект задушевности
Технологический прогресс, однако, не создает социальные, человеческие ценности, их необходимо вырабатывать. Они же в конечном итоге определяют возможности развития предприятий. Мировой опыт показывает, что будущее компаний зависит прежде всего от социальной активности их членов. Поэтому РЖД — социально ориентированная компания. Социальная сфера определена как весомая составляющая производственного процесса, направленного на устойчивую и безопасную работу железных дорог.
Опыт зарубежных компаний и наш собственный говорит о том, что повышение социальной комфортности работников всегда дает отдачу.
Однако было бы неверным смотреть на людей только как на фактор производства, людям это не нравится. Необходимо добиваться эмоциональной удовлетворенности сотрудников, чтобы им было приятно работать в компании. В конечном счете в основе успеха производства — активность, которая опирается на социальную и эмоциональную удовлетворенность. Социальная политика — не «служанка» экономики, а важнейший ресурс развития.
И числом, и умением
Следует отметить, что компания «РЖД» формирует социально-трудовые отношения на основе социальной ответственности бизнеса, хотя тарифную политику, которая определяет ее доходы, устанавливает государство. Всем известно, что пассажирские перевозки и выполнение государственных обязанностей фактически дотируются компанией за счет грузовых перевозок. Поэтому те высокие результаты в социальной сфере, которые достигнуты на РЖД, заслуживают достойной оценки и уважения.
В этом году на социальные программы компанией выделено 68 млрд руб. Это расходы на индексацию зарплат, финансирование мероприятий по охране труда и обеспечение безопасных перевозок, выполнение жилищных программ, медицинское обеспечение, материальную помощь и др.
В следующем году на эти цели будет израсходовано74 млрд руб.
Все это призвано обеспечить социальную стабильность в трудовых коллективах, привлекательность железнодорожных профессий, что крайне важно для активного позиционирования компании на рынке труда и повышения производственно-экономической эффективности.
Подчиняя риски
Время, экономическая ситуация в стране ставят перед компанией в ближайшие годы ряд серьезных проблем с кадрами, обусловленных отсутствием системы профессионально-технической подготовки, демографическим кризисом и др. Важнейшей экономической задачей является усиление мотивации к труду.
Мы считаем, что все эти проблемы можно решать, развивая социальные технологии.
В ближайшие годы в фокусе социальной работы — молодежь, а также повышение степени социальной защиты трудящихся.
Для создания стабильно работающих коллективов, привлечения качественных трудовых ресурсов на российских железных дорогах будут шире внедряться адресные мотивационные социальные пакеты и системы социального страхования.
Чтобы быть спокойным завтра
Одной из наиболее востребованных форм социальной защиты оказались корпоративные пенсионные программы.
Вот уже 5 лет как действует договор между РЖД, профсоюзом железнодорожников и негосударственным пенсионным фондом «Благосостояние». За это время выработан один из наиболее действенных методов социальной защиты, адекватный рыночным отношениям, когда работник и работодатель, внося отчисления на паритетных началах, формируют дополнительную пенсию.
На сегодняшний день корпоративную пенсию получают 90 тыс. железнодорожников, средний размер которой составляет 1390 руб. Для компании это стало важнейшим инструментом осуществления долгосрочной кадровой политики, поскольку наличие пенсионных программ позволяет повысить уверенность работников в завтрашнем дне, способствует укреплению, качественному улучшению, омоложению кадров.
Опыт работы в развитых странах показывает, что реализацию отдельных социальных потребностей работников гораздо экономичнее осуществлять выполнением социальных программ по сравнению с простым повышением зарплат.
В рейтингах негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации фонд «Благосостояние» прочно занимает 1-е место по таким важным показателям, как количество участников и количество получающих пенсию, а также одно из первых мест по объему пенсионных резервов среди действующих российских НПФ.