Инфляция все больше, народу все меньше, конкурентных преимуществ, полученных в результате ослабления рубля после кризиса 1998 года, практически не осталось, и впереди — инвестиционный бум. Такие оценки и прогнозы дает Всемирный банк в своем докладе «Об экономике России».
Вложения
Агрегированные темпы роста инвестиций в основной капитал за 9 месяцев этого года несколько снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого (9,9 и 11,5% соответственно), что вызвано прежде всего сокращением инвестиций в нефтяном секторе. Здесь, конечно, до сих пор сказывается эффект «ЮКОСа», неопределенность во взаимоотношениях государства и частного сектора, а также высокий уровень налоговых изъятий, ослабляющих связь между мировыми ценами на нефть и прибылью нефтяных компаний.
Тем не менее аналитики ВБ считают, что определенные усилия правительства успокоить частных инвесторов в сочетании с высокими ожиданиями в отношении цен на нефть повысили привлекательность российского рынка. За первое полугодие 2005 г. приток иностранных инвестиций увеличился на 30% (до 4,5 млрд дол.), однако лишь небольшая их часть была направлена за пределы топливно-энергетического сектора. Около 22% прямых иностранных инвестиций пошло в торговлю, недвижимость и финансовый сектор, а из обрабатывающих секторов экономики больше всего получила пищевая промышленность — 6%. Она же, кстати, на фоне спада в основных отраслях обрабатывающей промышленности продемонстрировала весьма приличные темпы роста (4,7% за январь — сентябрь 2005 г., 3% — за 9 месяцев 2004 г.).
Общую же инвестиционную активность ВБ оценивает как находящуюся на взлете и прогнозирует, что «в ближайшем будущем в России может произойти настоящий инвестиционный бум». Неплохо бы! Особенно учитывая, что «низкий уровень инвестиций в основной капитал (менее 20%ВВП) по-прежнему угрожает устойчивому быстрому росту экономики страны».
Изъятия
Какой красивый козырь получили противники снижения НДС от главного экономиста ВБ в России Джона Литвака! Не хочется умалять достоинств наших министров, но представляется, что они, протестуя против возможного снижения налога, апеллировали бы к сумме выпадающих доходов бюджета, к тому, что косвенные налоги не столь обременительны для бизнеса, угрожали бы отменой льготной10-процентной ставки, но вряд ли бы вспомнили о том, что «НДС представляет собой единственный крупный источник доходов для федерального правительства, который не очень чувствителен к колебаниям цен на нефть и газ».
То, что этот аргумент не останется невостребованным, сомневаться не приходится (тем более что в ноябре министерства и ведомства должны представить в правительство предложения по вопросу обоснованности снижения НДС с 2007 г.). Хотелось бы, чтобы было услышано и другое замечание Всемирного банка: «Снижение среднего налогового бремени могло бы повысить конкурентоспособность и отчасти компенсировать укрепление рубля».
Кубышка
Главная же проблема — отсутствие четкой стратегии использования непредвиденных доходов, которая бы учитывала ожидаемые издержки и выгоды в том, что касается стабилизационной политики, инфраструктуры, проведения структурных реформ, государственных инвестиционных программ, социальной политики, снижения налогового бремени, инвестиционных налоговых льгот, досрочного погашения внешнего долга, капитализации Пенсионного фонда и других потенциальных форм использования этих средств.
Специалисты предупреждают о том, что Россия может пойти по пути накопления раздутых неэффективных государственных инвестиционных программ и популистских социальных расходов, которые дестабилизируют экономику, необеспечивая компенсирующих экономических или социальных выгод. И в условиях высокой важности стерилизационных мер для снижения темпов укрепления рубля, а также особенной демографической ситуации в России (население не только сокращается, но и стареет) предлагают создать «Фонд будущих поколений».
Конечно, если не знаешь, как грамотно потратить, проще отложить. Что останется от этих денег через годы — другой вопрос (откладывать ведь тоже нужно уметь!). Но, учитывая, что источником инфляционного давления в России эксперты называют «большой профицит платежного баланса», от Стабилизационного фонда как одного из важнейших инструментов экономической политики для ограничения этого давления никто не откажется.
Правда, здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, аккумулирование нефтяных доходов в Стабфонде оценивается как главная причина, по которой инфляционное давление этого года не превышает прошлогоднего, а с другой — отрицательно влияет на уровень инвестиций в нефтяной сектор. Начинаем сначала?..