В письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что амортизация по приобретенному транспортному средству не зависит от факта его постановки на учет в органах ГИБДД. Но с таким подходом не согласны налоговики.
За разъяснениями в Минфин России обратилась организация, у которой между вводом в эксплуатацию приобретенного автомобиля и датой его постановки на учет в ГИБДД значительный промежуток времени. В налоговом учете автомобиль принимается к учету с момента оформления акта ОС-1, то есть до регистрации в ГИБДД. Возникает вопрос: правомерно ли учитывать в расходах при расчете налога на прибыль амортизационную премию и начислять амортизацию по транспортным средствам, не зарегистрированным в ГИБДД?
Такой вопрос у бухгалтеров возникает постоянно. И это не случайно. Согласно Федеральному закону от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в ГИБДД и выдачи соответствующих документов. Порядок регистрации автомобилей предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 12.08.94 № 938. А в пункте 11 ст. 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые подлежат госрегистрации в соответствии с законодательством, включаются в состав амортизируемого имущества с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Налоговики считают, что приведенные выше нормы неразрывно связаны между собой. Поэтому начислять амортизацию по транспорту можно только после его регистрации в органах ГИБДД. Такая позиция изложена в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625, и инспекторы на местах активно пользуются ею, что подтверждает анализ судебной практики.
Между тем Минфин России встал на сторону налогоплательщиков и пришел к выводу, что на транспортные средства требования п. 11 ст. 258 НК РФ не распространяются. Поэтому начисление амортизации по объекту основных средств (транспортному средству) начинается в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 259 НК РФ). При этом амортизационная премия признается в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Финансисты также отметили, что автотранспортное средство является движимой вещью, а сделки с движимым имуществом не требуют государственной регистрации (ст. 130 и п. 2 ст. 164 ГК РФ). Кроме того, законодательством не установлена необходимость регистрировать право собственности на них. Что касается названного постановления, оно регулирует порядок регистрации самого транспортного средства, а не права собственности на него.
Заметим, что и суды в большинстве случаев принимают сторону организаций. Арбитры отмечают, что ввод основного средства в эксплуатацию никоим образом не связан с постановкой на учет транспортного средства в органах ГИБДД. Подобная регистрация носит исключительно информационно-учетный характер (например,постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010).