На состоявшемся недавно в Федеральной таможенной службе рабочем совещании руководитель ФТС Александр Жерихов рассказал премьеру Михаилу Фрадкову и другим членам правительства, как наконец-то сделать внешнеэкономическую деятельность прозрачной.
Cуществующая система контроля громоздка, сложна и затрат на для участника ВЭД как в финансовом, так и временном отношении. Груз ввозится на пункт пропуска и подвергается 7 видам контроля: пограничному, таможенному, фитосанитарному, ветеринарному, транспортному, санитарно-карантинному и при необходимости миграционному.
Далее груз следует в таможню назначения. Там происходит его основное оформление по пятиступенчатой системе: документального; таможенной стоимости; начисления и уплаты таможенных платежей; валютного; фактического досмотра и выпуска товара.
Таможенники разработали и в режиме эксперимента отрабатывают новую схему организации контроля товаров. Принципиальная новизна состоит в том, что вводится предварительное информирование. Непосредственно на пункте пропуска находятся только две контролирующие службы— пограничная и таможенная, а сам проход через пункт осуществляется с«одной остановкой». Товар декларируется в электронном режиме по принципу «одного окна».
Необходимым условием новой схемы является создание Единой базы данных всех контролирующих органов, в том числе работающих не в самой зоне пограничного и таможенного контроля, а рядом с ней.
Для создания столь привлекательной схемы контроля по всей России необходимо обустроить всю таможенную границу. Прежде всего построить рядом с пропускным пунктом специализированные помещения для контролирующих служб, которые должны работать за его территорией.
Требуются расширение дорожной сети, организация места стоянки транспортных средств вне пунктов пропуска. Но самое главное — оборудовать пропускные пункты инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).
Первый ИДК вскоре введут в эксплуатацию на украинской границе на п/п «Троебортное». Три комплекса на финской и латвийской границах установят в следующем году в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов планируется установить до 2010 г. в ФЦП «Госграница». Но для протяженных российских границ 23ИДК явно недостаточно! Необходимо, считает А. Жерихов, еще 27 стационарных и 22 мобильных ИДК. А на это потребуется дополнительно выделить 8 млрд руб. Для сравнения глава ФТС сообщил, что в Китае действуют47 комплексов, а в Голландии — 6 — в каждом порту.
Сегодня только 45 пунктов из 317 соответствуют современным требованиям. Программа «Госграница» проблему решает не полностью: в ней предусмотрено обустройство всего лишь 65 пунктов.
Встает вопрос: кто займется эксплуатацией и администрированием действующих и строящихся пунктов пропуска?
По мнению А. Жерихова, может быть создано специализированное федеральное агентство в составе Минэкономразвития России. В этом случае федеральные службы выполняли бы свои контрольные функции, а агентство обеспечило предоставление услуг по развитию и эксплуатации приграничной инфраструктуры.
Наличие предварительного информирования позволяет переходить на более высокий уровень организации таможенного оформления и контроля — предварительное электронное декларирование. Оно осуществляется за считанные минуты, исключает контакт участника ВЭД с таможенником, мешает возможности создания коррупционных связей. Сегодня 57 таможенных постов работают в таком режиме. К концу года их число будет доведено до 66, а в 2006 г. к электронной системе подключится еще 100 постов.
Однако эффективное использование этой новой технологии возможно только при наличии достоверной ценовой информации. Таможенная служба начала создавать банк данных такой информации, который в дальнейшем, по мнению главы ФТС, следовало бы преобразовать в Специализированный центр ценовой информации.
Еще одна важная составляющая новой системы контроля — это система управления рисками (СУР). Она позволяет перейти к выборочному досмотру только тех грузов, которые могут нанести ущерб экономической и национальной безопасности России. Основу системы составляет Единый центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, где ведутся «досье» на каждую сделку, на каждого участника торговли. Этот реестр сопряжен с базами данных Федеральной налоговой службы. На базе этих сведений и формируются профили рисков.
Профили в автоматическом режиме определяют электронные регламенты действий каждого таможенного инспектора в отношении к каждой декларации. Ни одно действие, не прописанное в этом профиле, не может быть выполнено инспектором. Таким образом, автоматизированная система не позволяет инспектору принимать решения вопреки заданному алгоритму. С 01.01.2006 СУР в автоматизированном режиме будет работать на всех таможенных постах.
Работа по системе анализа управления рисками предполагает обязательное наличие пост-аудита — завершающей стадии системы таможенного контроля. Эта функционально замкнутая система нацелена на реализацию полного контроля выполнения таможенного законодательства при минимальном вмешательстве таможни в деятельность участников ВЭД.
Михаилу Фрадкову идея создания единого банка данных по экспортно-импортным операциям понравилась. Такой банк должен аккумулировать информацию таможенных, налоговых и других органов. «Когда мы поймем и договоримся, как создать и администрировать такую систему, мы фактически предопределим успешность всей работы на границе», — заявил премьер. Он отметил, что попытки создать такой банк данных делались на протяжении последних 20 лет, но это сложная задача «психологически, информационно, политически».
Премьер пообещал взять под особый контроль проводимую ФТС работу и попросил главу Минэкономразвития Германа Грефа тщательно подготовиться к рассмотрению на заседании правительства концепции развития таможенной службы до 2010 г.
М. Фрадков также сообщил, что намерен провести аналогичное совещание в налоговой службе, чтобы понять, как эффективно скоординировать работу всех ведомств.
Внедряемая система контроля
- До прибытия товара в ГНИВЦ ФТС России поступает информация о нем от владельца товара или таможни отправления;
- ГНИВЦ направляет данную информацию на пункт пропуска и в таможню назначения;
- при въезде транспортного средства на территорию пункта пропуска сканируются и снимаются все данные о транспортном средстве и ввозимой партии товара, которые передаются в Единую базу данных;
- после анализа информации из базы принимаются соответствующие решения (смотреть ли на ИДК, по профилю риска, привлекать ли какой-то вид контроля).