С соответствующей инициативой выступило несколько депутатов Госдумы. На днях они внесли на рассмотрение коллег законопроект с изменениями в Уголовный кодекс РФ и отдельные федеральные законы. В настоящий момент законопроект направлен в Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Планируется дополнить Уголовный кодекс РФ новыми ст. 322.2 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства» и 322.3 «Незаконное предоставление жилых и нежилых помещений иностранным гражданам или лицам без гражданства».
За привлечение к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан или лиц без гражданства при отсутствии у них разрешений на работу либо патентов или без получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников предлагается наказывать штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за полтора года, либо обязательными работами до 360 часов, либо исправительными работами до одного года, либо принудительными работами до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до года или без такового.
К ответственности будут привлекать за деяние, неоднократно совершенное руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем.
Привлечением к трудовой деятельности, совершенным лицом неоднократно, будет признаваться допуск в какой-либо форме к трудовой деятельности иностранного гражданина, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней.
По мнению разработчиков законопроекта, огромных административных штрафов за перечисленные нарушения, предусмотренные КоАП РФ, недостаточно. Когда нарушения закона носят неоднократный характер, меры административной ответственности не обеспечивают адекватности ответственности. Хотя из предложенной разработчиками формулировки неоднократности следует, что, если в течение полугода организацию уже привлекли к административной ответственности, второй раз в течение этого периода для ее руководителя должна следовать уголовная ответственность.
С учетом того, что значительная часть иностранных работников занята в строительной отрасли (31% общего числа задействованных в различных сферах деятельности), именно строительные организации чаще допускают нарушения миграционного законодательства. В связи с этим также предлагается внести поправки в КоАП РФ, предусматривающие обязанность должностных лиц и органов, вынесших постановление по делу об административном нарушении, направлять его копию в саморегулируемую организацию. Планируются изменения и в ч. 2 ст. 557 Градостроительного кодекса РФ, касающиеся возможности исключения организации, осуществляющей инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, из состава саморегулируемой организации в случае неоднократного в течение года привлечения к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Законопроектом также предлагается внести изменения в ст. 27 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и увеличить с пяти до десяти лет срок запрета на въезд в РФ иностранному гражданину (или лицу без гражданства) в случае, если он неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Кроме того, поправки предполагаются и в законодательство, регулирующее миграционный учет иностранных граждан. В частности, планируется установить, что регистрация иностранного гражданина по месту жительства допускается лишь при соблюдении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, определенной в соответствии с Жилищным кодексом РФ. По мнению разработчиков законопроекта, данная учетная норма является объективным индикатором, позволяющим избежать нарушений санитарно-эпидемиологических норм и законных прав граждан РФ. При этом данная норма не ограничивает прав собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом и согласуется с позицией Конституционного суда РФ.