Стремясь к экономии, россияне все чаще отдают предпочтение книгам в электронной форме. Почти треть жителей крупных городов читает при помощи компьютера и других устройств. По оценкам экспертов, при сохранении нынешних темпов роста рынка доля продаж легальных электронных изданий уже через три года может составить 5% нынешнего объема книжного рынка. Тормозит рост продаж электронных книг пиратство, уровень которого в секторе 80—90%.
О проблемах развития сектора Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям рассказало в ежегодном докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития». В документе чиновники констатировали, что 2011 г. вопреки ожиданиям стал для российских книжников не годом выхода из кризиса, а годом продолжения испытаний.
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2011 г. российские издательства выпустили 122 915 названий книг и брошюр совокупным тиражом 612,5 млн экз. По сравнению с 2010 г. число выпущенных изданий немного выросло, в то время как их совокупный тираж сократился на 6,3%.
По числу выпущенных названий книг отечественные предприятия не смогли превысить уровни ни рекордного 2009 г. (127 596 названий — максимум, зафиксированный за всю историю российского книгоиздания), ни предкризисного 2008 г. — 123 336 названий. Что же касается совокупного тиража, за последние три года он сократился почти на 20%.
Снизился и показатель количества экземпляров выпущенных книг и брошюр в расчете на душу населения. В 2001 г. он составлял 3,71 экз. на человека, в 2008 г. достиг своего максимума — 5,35 экз. В 2011 г. число изданий, выпущенных на душу населения, составило 4,29 экз., снизившись по сравнению с 2010 г. на 6,3%, а по сравнению с 2008 г. — почти на 20%.
Средний тираж одного издания по итогам 2011 г. сократился относительно 2010 г. на 7,2%, средний объем одного экземпляра издания — на 5,2%. С 2008 по 2011 г. средний тираж одной книги сократился на 19,2%, а средний объем одного экземпляра упал на 10,6%. Всего же с начала века средний тираж одного издания уменьшился на 2728 экземпляров, или на 35,4%, а средний объем одного экземпляра издания — почти на 20%.
Покупателей отпугивает стоимость книг
В печатном ведомстве полагают, что существенным фактором риска для российской книжной отрасли на фоне в целом невысоких зарплат российских граждан являются высокие цены, которые практически достигли западноевропейского уровня. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 г. равнялась 189 руб., то в 2011 г. она достигла 245 руб., то есть прирост за четыре года около 30%. В региональных издательствах средняя отпускная цена книги меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, но ее рост за четыре года был более заметным — до 85%.
Стремясь к экономии, жители страны все чаще отдают предпочтение книгам в электронной форме. Исследование, проведенное Роспечатью совместно с Аналитическим центром Юрия Левады в 2011 г., выявило, что сейчас книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80—90%.
Говоря о перспективах развития рынка электронных изданий, специалисты печатного ведомства отметили, что очевидным трендом 2012 г. станет заметный рост электронных продаж на фоне неуклонного снижения продаж бумажных книг. Эксперты прогнозируют, что в континентальной Европе объем электронного рынка в денежном выражении возрастет до 5%, Великобритании до 10—15%, а в США — до 20—25%. «В России при сохранении нынешних темпов роста рынка электронных книг доля их легальных продаж не позднее 2015—2017 гг. может составить 5% от нынешнего объема книжного рынка (3 млрд руб.)», — отмечается в отраслевом докладе.
Вместе с тем, по мнению аналитиков, в России не будет такого «взрывного» роста рынка электронных книг, как в США. Скорее всего рост будет происходить медленно и постепенно, как в Европе. При этом следует учитывать, что развитие рынка легальных электронных изданий в России будет возможно только при усилении борьбы с пиратством. Но для этого необходимо широкое предложение качественно подготовленных легальных книг в цифровом формате, а также внесение соответствующих изменений в российское законодательство и их активное правоприменение.
Издатели не доверяют новым технологиям
Чтобы узнать, как российские издательства относятся к выпуску цифровых книг, Роспечать провела опрос участников рынка. В ходе исследования 23% респондентов сообщили, что выпуск электронных книг принесет им снижение выручки. Во-первых, электронные книги дешевле бумажных, а во-вторых, читатели еще не распробовали электронную книгу и меньше будут ее покупать. 40% издательств (как правило, те, кто электронную книгу уже начал выпускать или задумывается о ее выпуске) полагают, что переход на новый вид носителя принесет им увеличение выручки.
Оптимистично настроенные издатели рассчитывают, что реализация электронных книг будет стимулировать продажу бумажных изданий. Еще одно преимущество цифрового формата — в электронном виде можно продавать ту часть бумажного ассортимента, которая уже ушла из продажи.
К слову, в последнее время российским издателям чаще приходится задумываться о смене ассортимента. При этом предпочтение торговые предприятия отдают некнижной продукции (канцелярским товарам, игрушкам и др.). Если четыре года назад соотношение книжных и некнижных товаров в объеме продаж составляло примерно 80/20, то сегодня 70/30.
«Неутешительное состояние продаж в книжной рознице, закрытие и переформатирование достаточно большого числа магазинов в 2011-м, помноженные на „наступление“ электронной книги, проблемы пиратства и продолжающееся снижение интереса к чтению дают основание предполагать, что книжникам предстоит непростая жизнь и в 2012 г.», — прогнозируют в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. По мнению чиновников, главной задачей для издательств в 2012 г. становятся смена бизнес-моделей и определение оптимального соотношения между продажами электронной и традиционной печатной книги.
Доля электронных книг в продажах российских издательств, %
Год |
Издательства Москвы и Санкт-Петербурга |
Региональные издательства |
2009 |
0,5 |
0,0 |
2010 |
0,9 |
0,5 |
2011 |
2,7 |
1,0 |
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
цифры
У специалистов отрасли нет единой точки зрения в отношении объема книжного рынка в денежном исчислении: оценки колеблются от 62 до 86 млрд руб. По подсчетам издательств «Эксмо» и «АСТ», в 2011 г. объем рынка книжной продукции в стране составил около 62 млрд руб., сократившись за период с 2008 по 2011 г. в денежном выражении на 16,9%. По оценке журнала «Книжная индустрия», в 2011 г. россияне потратили на книги 2,71 млрд долл. (около 80 млрд руб.), что на 7,5% меньше (в долларовом эквиваленте), чем в 2010 г.
к сведению
Более половины книг издается в Москве
В 2011 г., по данным Российской книжной палаты, в стране работало 5858 издательств. При этом активно действовало, то есть выпускало не менее 12 книг в год, 1345 организаций.
По итогам 2011 г. лидером по числу выпущенных названий стало издательство «АСТ» (9466 названий книг тиражом 64,8 млн экз.), а лидером по тиражу — издательство «Эксмо» (8988 названий книг тиражом 67,5 млн экз.).
Одновременно с крупными книжными издательствами выпуск и продажу книг все больше практикуют издатели прессы. В список 20 крупнейших издателей России по совокупному тиражу уже второй год подряд входит Издательский дом «Комсомольская правда».
Заметим, что, несмотря на масштабы страны, книгоиздание сконцентрировано в двух городах. Доля издательств, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 64% по количеству выпускаемых названий книг и 89% — по тиражам. В российской столице расположено более половины всех издательств страны (причем практически все крупнейшие издательства). По сравнению с предкризисным 2008 г. доля Москвы по числу выпускаемых в стране названий сократилась на 5% и составила в 2011 г. 56%. По тиражам показатели столицы практически не изменились — на долю Москвы сегодня приходится 85% тиражей. Доля Санкт-Петербурга — около 8% выпускаемых названий и 4% общенациональных тиражей.
В российских регионах сейчас действует свыше 2500 издательств. Среди ведущих региональных издательств основное место занимают университетские издательства. Доминирование на книжном рынке крупных издательств приводит к тому, что многие популярные авторы, сделавшие себе имя в мелких и средних издательствах, затем принимают более выгодные условия крупных компаний.
Уделом малых, в первую очередь региональных, издательств становятся литературные эксперименты с начинающими авторами, а также выпуск книг, ориентированных на узкие целевые группы читателей.
Кроме того, ведущие издательские структуры имеют собственные дистрибуторские подразделения, которые эффективно осуществляют продажи и продвижение своих книг, в то время как у региональных оптовиков недостаточно сил, опыта, финансовых и технологических возможностей для осуществления успешных продаж продукции мелких и средних издательств на общенациональном уровне. Как следствие, присутствие в сетевых магазинах книг средних и малых издательств (особенно региональных) невелико.