В четверг, 28 июня, президент Владимир Путин обнародовал Бюджетное послание на 2013—2015 гг. Кроме ритуальных заверений о необходимости совершать понятные действия, в нем сделан конкретный выбор в пользу Минфина в его споре с Минэкономразвития по поводу того, какой временной период следует брать за основу при расчете базовой цены нефти.
Минэкономразвития предлагало рассчитывать с 2016 г. базовую цену на нефть как среднюю за трехлетний период и постепенно перейти на расчет за семилетний — за 2007—2013 гг. После 2018 г. Минфин предлагает рассчитывать базовую цену на основе десятилетнего периода. В Бюджетном послании сказано, что через пять лет российский бюджет будет рассчитываться исходя из средней цены на нефть за десятилетний период.
Иными словами, выбор сделан в пользу экономии казенных денег, чем, как ему это и положено, озабочен прежде всего Минфин. А траты на развитие — потом.
Хотя, конечно, в Бюджетном послании говорится много бесспорного о нуждах российской экономики.
Отмечая достижения, В. Путин обращает внимание на нерешенные задачи. «Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит», — говорит он (с полным текстом послания можно ознакомиться на сайте президента). В. Путин, правда, не уточняет, что это почти 13-процентный дефицит, как у Греции, но проблему обозначает.
«Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития», — продолжает В. Путин. Это тоже не подлежит сомнению. Вопросы вызывает предлагаемый президентом рецепт исправления этой ситуации: «Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно».
На самом деле экспертам и бизнесу давно очевидно, что при нынешней системе передачи казенных денег на те или иные цели этих денег никогда ни на что не хватит. Дело не только и не столько в коррупции, а в том, что не бывает и не может быть таких стран, где за счет бюджета более чем наполовину финансируется развитие экономики. Причем таким образом, что государство само у себя (у казенных или подконтрольных компаний) заказывает товары или услуги, само их потребляет, а прибыль направляет на новые заказы. Нужны частные инвестиции. Но вместо них мы имеем бегство денег из страны.
Тем не менее не говорится о том, как изменить пропорции инвестиций, но указывается, что надо лучше контролировать рачительное расходование ресурсов. «...Зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств», — негодует президент в послании.
Очень мутно сказано о межбюджетных отношениях: «... межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Так будет передаваться власть и налоги на места или нет из боязни распада государства? Ответа нет.
Впрочем, в пункте, именуемом «в-шестых», президент отмечает: «...бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются». Вот это правильно и точно.
Далее упор, как кажется на первый взгляд, делается все на то же совершенствование контроля и выработку механизмов оценки эффективности тех или иных бюджетных трат. «Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства, — говорится в послании. — Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований. В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление...»
И так далее.
А потом, как-то мимоходом, упоминаются частные инвестиции: «Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры».
Это каждый может понять так, как ему угодно. Стилистика послания вообще выдержана в лучших традициях партхозактивов: сказать много, но ничего конкретного. Надо отметить, что не забыт и прием внедрения в массы неологизмов. В нашем случае это слово «приоритезация». «...Необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов», — написали помощники президента по работе со словом.
Подтверждена в послании и верность власти старинной идее о том, что любые проблемы можно снять, если написать объемную государственную программу по нужному поводу, выделить деньги на ее реализацию и потом ни в коем случае не смотреть внимательно, что получилось. «Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ», — отмечается в послании.
Это названо переходом к программному бюджету, который предполагается в полном объеме «осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.».
Получается, что если раньше госпрограммы втискивали в бюджет, то теперь весь бюджет изначально будет сформирован в угоду госпрограммам. Это действительно новый и весьма глобальный подход к бюджетному процессу, который только дилетанты могут сводить к поиску баланса между необходимыми расходами и имеющимися доходами.
В послании приведен краткий перечень основных государственных программ. Что это, если не серьезный элемент не просто плановой, а в традициях старой советской школы экономики? Это в послании не разъясняется.