С 1 июля 2012 г. начинают действовать законы, в силу которых сделки с ценными бумагами на организованном финансовом рынке будут отражаться в едином учетном институте — центральном депозитарии. Это произойдет поэтапно по мере практической реализации законодательных новелл (завершающий этап начнется 1 января 2013 г.). Так завершились многолетние дискуссии о том, нужен российскому рынку ценных бумаг центральный депозитарий или нет. О новеллах законодательства, а также о том, как они способствуют проектированию международного финансового центра (МФЦ)1, рассказывает Ростислав Кокорев, заместитель директора департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России.
«ЭЖ»: Создание центрального депозитария — это мировой тренд или собственный путь России?
Р.К.: В большинстве стран мира центральный депозитарий (далее — ЦД) — понятие не столько правовое, сколько фактическое: есть разные депозитарии, и один из них становится центральным. Это происходит в силу того, что инвесторам удобно вести операции с использованием именно такого депозитария, или благодаря политике биржи, но достаточно редко — из-за прямой поддержки государства. Минэкономразвития России полагало, что не нужно законодательно фиксировать единственность ЦД — например, для разных сегментов финансового рынка могли бы быть разные центральные депозитарии. Но в ходе дискуссий по законопроекту победило мнение Банка России, что при наличии нескольких ЦД подлинная централизация невозможна.
В результате в конце 2011 г. был принят Федеральный закон «О центральном депозитарии»2 и закон-спутник к нему «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О центральном депозитарии“»3. Таким образом, в России центральный депозитарий — понятие правовое, определенное законодательством. Закон о ЦД вступает в силу с 1 июля 2012 г., но реально он заработает несколько позже.
«ЭЖ»: Какой депозитарий станет центральным, получит соответствующую лицензию?
Р.К.: В данном случае речь идет не об отдельной лицензии, а о своеобразном повышенном статусе, присвоение которого возможно при соблюдении определенных условий. Статус центрального депозитария может получить юридическое лицо, которое является небанковской кредитной организацией, имеет собственные средства не менее 4 млрд руб., на момент подачи заявления осуществляло функции расчетного депозитария не менее трех лет. Его акционерами могут быть только российские юридические лица — профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании и т.п. Институт, который имеет максимальные шансы стать центральным депозитарием, известен: это ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД), расчетный депозитарий биржевой группы ММВБ-РТС.
«ЭЖ»: Как изменится рынок ценных бумаг с началом деятельности центрального депозитария?
Р.К.: Изменится главным образом организованный рынок ценных бумаг. В реестрах владельцев ценных бумаг, которые обращаются на организованном рынке, а также иных бумаг, эмитенты которых обязаны раскрывать информацию в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг», номинальным держателем сможет быть только ЦД. Другие депозитарии будут вынуждены со временем закрыть свои счета в таких реестрах и более не смогут взаимодействовать с регистраторами напрямую: обязательным промежуточным звеном между ними станет центральный депозитарий. Таким образом, расчеты между владельцами ценных бумаг по итогам сделок, заключенных на организованных торгах, будут отражаться в ЦД (за исключением операций между клиентами одного депозитария).
«ЭЖ»: Централизация учета и расчетов для организованного рынка лучше, чем вариативность способов учета ценных бумаг?
Р.К.: Это покажет практика. Теоретически система выглядит стройно. Сторонники этой идеи говорят, что издержки снизятся, надежность повысится, российская инфраструктура станет более понятной для зарубежных инвесторов и сделает российский фондовый рынок более привлекательным.
«ЭЖ»: В смысле более прозрачным, предсказуемым, регулируемым? В том числе для иностранных участников?
Р.К.: Прозрачность сделок не является самоцелью: не обязательно всем знать, кто именно, когда, какие бумаги и кому продал. А с учетом того, что сделки на организованных торгах попадают в клиринг, даже ЦД не видит всех сделок.
Что касается иностранных депозитариев: зарубежные инвесторы много лет жаловались, что иностранная организация не может быть в России номинальным держателем, поскольку лицензию депозитария могло иметь только российское юридическое лицо. Теперь в соответствии с законом о ЦД и законом-спутником российские депозитарии смогут открывать счета депо иностранного номинального держателя иностранным организациям, которые в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги. Крупнейшим из них (иностранным центральным и расчетным депозитариям, а также международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам) будут открываться счета в ЦД. Особый правовой режим таких счетов определит Федеральная служба по финансовым рынкам.
Если при этом в российскую учетную систему придут такие крупные западные структуры, как, например, международные расчетно-клиринговые организации «Евроклир» (Euroclear) и «Клирстрим»(Clearstream), может произойти утечка ликвидности с российского рынка: торговля российскими ценными бумагами может переместиться с российской биржи на иностранные рынки. То есть допуск международных депозитариев несет в себе определенные риски.
«ЭЖ»: А если не пускать иностранные клиринговые компании в наш центральный депозитарий?
Р.К.: Это будет выглядеть несколько странным с учетом того, что Россия намеревается создать международный финансовый центр. Сам по себе приход иностранных депозитариев в российскую учетную систему назрел давно. Его как раз и решили увязать с запуском центрального депозитария, так как при условии функционирования ЦД риск утечки ликвидности в принципе должен быть ниже: ведь такая система должна быть более удобна иностранным инвесторам. А наш рынок от них, как известно, зависит сильно.
«ЭЖ»: Если сравнивать с прежней учетной системой, какие риски с появлением центрального депозитария снизятся?
Р.К.: Существует застарелая проблема, на которую иностранцы много лет обращали внимание, — гипотетический риск списания бумаг с номинального счета депозитария в реестре по поддельным документам, что может привести к убыткам владельцев — клиентов депозитария. Даже не столько к потере ими бумаг, сколько к невозможности реализовать права, удостоверенные этими бумагами. Например, у вас на счете в депозитарии 100 акций, которые, в свою очередь, отражены на счете депозитария как номинального держателя в реестре. В реестре по поддельному передаточному распоряжению или по поддельной доверенности эти бумаги кто-то списал со счета номинального держателя. На вашем-то счете в депозитарии эти 100 бумаг как были, так и остались. Но когда будет собрание акционеров, то вас на него не позовут, так как регистратор вас не увидит, дивиденды вам не начислят, наконец, при продаже акций будет непонятно, как осуществить поставку.
Этот риск всегда оценивали как ненулевой, и многим иностранным клиентам консультанты советовали открывать счета прямо в реестре — мол, меньше риск, что украдут. Мысль эта настолько овладела умами инвесторов, что бороться с ней путем повышения надежности работы регистраторов не получалось. Теперь создается супернадежный центральный депозитарий с особым режимом записей по его номинальному счету в реестре, с двусторонней подачей поручений на списание и зачисление (сейчас поручение подает только лицо, со счета которого списываются бумаги), с обязательным проведением сверки между ЦД и регистратором при каждой операции по счету ЦД в реестре, с запретом на совершение операций по этому счету при наличии выявленных несоответствий… Об этом говорится в ст. 29 и 30 Закона о центральном депозитарии. Таким образом, клиенты центрального депозитария защищены лучше. Насколько эту идею удастся «продать» иностранным инвесторам — покажет будущее.
«ЭЖ»: Одновременно с Законом о центральном депозитарии был принят был принят так называемый закон-спутник — Федеральный закон № 415-ФЗ. Какие изменения внес он?
Р.К.: Прежде всего в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В нем появилась важная новелла о запрете списания и ареста ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах номинальных держателей. Теперь списание по исполнительным листам возможно только со счета владельца, но не номинального держателя, что вполне справедливо. Даже странно, что эта норма появилась только сейчас.
Поправки к Федеральному закону от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» касаются, в частности, детализации норм, связанных с появлением счетов иностранных депозитариев (ст. 8.4 «Особенности учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц»), установления перечня и режимов этих счетов, правил осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, а также обеспечения конфиденциальности информации — ст. 8.6 определяет, в частности, каким госорганам и в каких случаях держателями реестра и депозитариями должна предоставляться информация.
Изменения в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» касаются особенностей включения в список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров и на получение дивидендов, владельцев американских и глобальных депозитарных расписок (АДР и ГДР) — производных ценных бумаг, с помощью которых происходят торги российскими акциями на зарубежных биржах. В Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены редакционные правки, связанные, в частности, с исключением средств, находящихся на специальном банковском счете центрального депозитария, из конкурсной массы (п. 1 ст. 133).
«ЭЖ»: Для чего все эти изменения?
Р.К.: Все названные новеллы должны повысить эффективность и конкурентоспособность российского финансового рынка, снизить его риски и издержки либо улучшить качество его регулирования. Поэтому принятие указанных законов — вклад в формирование в России международного финансового центра (МФЦ).
к сведению
Порядок вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»
1. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением ч. 6 ст. 24 и ч. 4 ст. 25 настоящего Федерального закона.
2. Часть 4 ст. 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 г.
В ней речь идет об открытии ЦД счетов депо иностранного номинального держателя включенным в перечень, утверждаемый ФСФР России, иностранным организациям, которые соответствуют установленным законом требованиям.
3. Часть 6 ст. 24 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г. Она запрещает ЦД совершать действия, направленные на зачисление на счета депо номинального держателя, открытые ему в депозитарии, или на счета для учета прав на ценные бумаги лица, действующего в интересах других лиц, открытые центральному депозитарию в иностранной организации, ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется в реестре на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария либо в отношении которых центральный депозитарий осуществляет обязательное централизованное хранение.
1 План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р).
2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ.
3 Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ.
обзор документов
Приказ ФАС России от 30.05.2012 № 356 «Об утверждении формы реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации»
Зарегистрирован Минюстом России 13.06.2012 № 24567
В реестр попадут должностные лица органов власти и местного самоуправления, привлеченные к ответственности за ограничение конкуренции по ст. 14.9 КоАП РФ, а также должностные лица хозяйствующих субъектов, наказанные за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по ст. 14.31 и 14.31.1 КоАП РФ.
Федеральный закон от 14.06.2012 № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 84.2 Федерального закона „Об акционерных обществах“»
Вступил в силу 26 июня 2012 г.
При перераспределении корпоративного контроля в ОАО ст. 84.2Федерального закона «Об акционерных обществах» закрепляет обязанность для лица, приобретшего более 30% общего количества обыкновенных и привилегированных акций ОАО, направить акционерам — владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них их ценных бумаг. Пунктом 8 указанной статьи установлены изъятия из общего правила о направлении обязательного предложения.
Принятый закон дополнил перечень изъятий. Теперь правило обязательного предложения не будет применяться при передаче акций из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность и, наоборот, передаваемых в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».