Автомобили в нашей стране все еще крадут и, к сожалению, далеко не всегда находят. «Ищем не покладая рук»,— отвечают следователи годами. Что же в этой ситуации делать пострадавшей организации? На этот вопрос попытался дать ответ Минфин РФ в своем Письме от 03.08.2005 № 03-0304/1/141.
Финансисты сообщили, что списание угнанной машины не так уж невозможно. Ведь согласно подп. 5п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, приравниваются убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
Статьей 151 УПК РФ перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158 УК РФ) оно производится следователями органов внутренних дел РФ.
При этом согласно подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
На основании подп. 13п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Таким образом, налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в соответствии с подп. 5п. 2 ст. 265 НК РФ на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При этом указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела.
Пока машина в угоне, организация иногда покупает себе другой автомобиль. При этом зачастую приобретается далеко не новый автомобиль, побывавший не в одних руках.
В соответствии с п. 12ст. 259 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Как в этом случае рассчитать срок эксплуатации автомобиля и на основании каких документов можно это сделать?
И на этот вопрос у Минфина РФ нашелся ответ. В своем Письме от 03.08.2005 № 03-03-04/1/142 финансисты сообщили, что при приобретении автомобиля, ранее эксплуатировавшегося предыдущими собственниками, организация может определить норму амортизации исходя из нормативного срока его полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного автомобиля предыдущими собственниками. При этом срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально.
В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от30.06.97 № 399/388/195,паспорта выдаются организациями — изготовителями транспортных средств, таможенными органами или подразделениями ГИБДД.
При этом п. 1.15 указанного Положения установлено, что при изменении собственников транспортных средств в паспортах делаются соответствующие записи, которые передаются новым собственникам либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на основании доверенности.
Таким образом, паспорт транспортного средства может служить документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, для целей применения п. 12 ст. 259НК РФ.