Бизнес-образование в России развивается стремительными темпами. Если сравнительно недавно наличие сертификата МВА у сотрудника мало о чем говорило работодателю, то сегодня спрос на программы МВА и ЕМВА резко возрастает. Но вот в чем главная проблема: как совместить качество и прикладную полезность предлагаемых программ? Об этом мы сегодня побеседуем с автором идеи Российской программы Mini-МВА, д. э. н., профессором Сергеем Поповым.
Сергей Александрович, что же, по Вашему мнению, является главным недостатком российского бизнес-образования?
К сожалению, содержание и качество большинства сегодняшних программ не соответствуют актуальным потребностям российского бизнеса. Об этом свидетельствуют экспертные оценки Ассоциации менеджеров России, исследования отдельных бизнес-школ, тренинговых компаний, собственная аналитика. Например, по результатам исследований компании Begin Group студенты российских бизнес-школ главной проблемой единодушно назвали чрезмерную теоретичность образования. Более 70% опрошенных желают, чтобы получаемые знания были более применимы на практике. Что уж говорить об их работодателях.
Есть ли решение этой «проблемы излишнего академизма»?
Это весьма сложно. Причем сами преподаватели, особенно молодое поколение, понимают, что наиболее эффективны так называемые модульные программы, сконцентрированные на определенной тематике, где академизм сведен до минимума. Мы разработали новый продукт — Российскую программу Mini-MBA, где учли все эти недостатки.
Если сравнить Mini-MBA с традиционной MBA, как предполагается решать дилемму высокого качества и прикладной полезности?
Во-первых, по структуре дисциплин любая программа Mini-MBA должна охватывать практически все ключевые аспекты системы менеджмента современной компании. Mini-MBA «Стратегическое и тактическое лидерство» состоит из восьми базовых дисциплин и одной специальной «Управление изменениями в компании». Специализация «Лидерство» более подробно представлена в дисциплинах: «Общий менеджмент компании и установка на лидерство», «Стратегический менеджмент компании» и, конечно, «Стратегическое и тактическое лидерство».
Программа Mini-MBA по количеству учебных часов примерно в четыре раза меньше традиционной MBA. Но по количеству и структуре базовых и специальных дисциплин они практически аналогичны. Таким образом, Mini-MBA отличается от Maxi-MBA в лучшую сторону как раз тем, что излишний академизм из ее структуры удален, зато присутствует высокая концентрация на ключевых управленческих дисциплинах.
Во-вторых, в Mini-MBA обучение более интенсивное благодаря методу модульного научения. Каждая дисциплина преподается как непрерывный и интенсивный модуль: минимальный— два дня подряд (16 часов),максимальный — четыре дня (32 часа). Теоретический минимум подкрепляется освоением базовых навыков соответствующей дисциплины, эффективных именно на уровне отдельной компании и /или специализированной подсистемы ее деятельности.
В-третьих, Mini-MBA по сравнению с Maxi-MBA более сфокусирована именно на устойчивом и эффективном функционировании и развитии компании в условиях ужесточения конкуренции и динамичных изменений рынка.
Как Вы можете оценить «преподавательский аспект» в решении проблемы качества и практической полезности бизнес-образования?
Хорошие преподаватели даже в лидирующих бизнес-школах — дефицит. Для меня эта проблема не только практическая, но и личная. Акцентирую только два аспекта.
Хороший преподаватель должен соответствовать пяти универсальным требованиям:
✔ владение материалом своей дисциплины не ниже уровня хорошей западной бизнес-школы. Это предполагает знание всех базовых (классических), а также новых концепций, идей и тенденций; информационный мониторинг по англоязычным и прочим первоисточникам; умение адаптировать такой материал к российским реалиям и т.д.;
✔умение системно преподать курс (дисциплину), то есть достаточно полно охватить все ключевые аспекты, от классических основ до «свежего модерна», увязывать свою дисциплину с другими курсами программы итак далее;
✔ знание особенностей современного российского бизнеса, умение встраивать свой курс в данный контекст;
✔ владение современными методами бизнес-образования, а именно: способность держать аудиторию, разбирать конкретные бизнес-ситуации, выстраивать интересные дискуссии, эффективную обратную связь;
✔ способность обеспечивать стабильность преподавания на высоком уровне при различной «загрузке».
В нашу программу MiniMBA я очень тщательно ине один год подбирал преподавателей, соответствующих всем перечисленным требованиям.
Вообще существуют две категории преподавателей— стайеры и спринтеры. Первые со своими обширными курсами (3690 часов)более эффективно работают на длительных программах, таких как традиционные MBA. Спринтеры — специалисты по коротким программам (1624 часа). Далеко не все хорошие стайеры бывают сильными спринтерами. На мой взгляд, спринтер — более высокая преподавательская квалификация. Помните, как К. Маркс в одном из своих писем извинялся за то, что написал длинно, так как на краткое изложение не было времени?
В бизнесе фактор времени исключительно важен. Поэтому на программах MiniMBA работают спринтеры, а на нашей программе сильные спринтеры. Высший уровень преподавателя спринтера — авторский мастер-класс с возможностью последующего консалтинга. В программе Mini-MBA, проводимой Центром корпоративных стратегий«ЭЖ», участвуют специалисты, которые преподают свои курсы как мастер-классы. Кроме того, они готовы осуществлять для слушателей программы последующее консалтинговое сопровождение.
Следующий важнейший аспект — команда хороших преподавателей. Как показали результаты исследований, проведенных Ассоциацией менеджеров России, Begin Group и другими компаниями, а также данные Российской ассоциации бизнес-образования, команд хороших преподавателей в российских бизнес-школах просто нет. Уточню, речь идет именно о команде.
Причин тому множество. Это и общий дефицит хороших преподавателей, и проблемы с оплатой, соцпакетом и системой мотивации в целом; институциональные проблемы (например, в России, за очень редким исключением, фактически нет частных бизнес-школ); конкуренция с консалтинговыми и тренинговыми компаниями, а также успешными компаниями других отраслей перспективного бизнеса и т. д.
На нашей программе Mini-MBA в отличие от традиционных MBA-программ работает не группа преподавателей, а небольшая (8 человек), но именно команда. Причем преподавателей самого высокого уровня.
Каждая из 10 дисциплин программы Mini-MBA, представленная в виде мастер-класса в исполнении преподавателя-стайера, действительно уникальный и конкурентоспособный интеллектуальный продукт. А в целом программа MiniMBA — своего рода мегамастер-класс во главе со «звездной командой» преподавателей.
Если сравнивать программы MBA, Executive MBA, Mini-MBA, что вы посоветуете выбрать для различных видов бизнеса?
Характерных отраслевых различий я не вижу. Для представителей малого и особенно перспективного и быстро растущего среднего бизнеса предпочтительнее начинать повышение квалификации именно с Mini-MBA. Для успешной карьеры полученных знаний на ближайшее время хватит. Если в последствии потребуется расширить круг знаний и получить более солидные «корочки», выбираем MBA (или EMBA).
Программа Mini-MBA предполагает разработку и защиту прикладного проекта. Расскажите, что это такое. Есть ли у прикладных проектов отличия и преимущества относительно выпускных проектов традиционных MBA-программ?
Прикладные проекты для российских программ —инновация.
Во-первых, это не индивидуальная разработка, как в Maxi-MBA. Прикладной проект разрабатывается командой из 3—5 студентов под руководством одного из преподавателей. Личный вклад в общий результат каждый член команды защищает самостоятельно. Командная работа над прикладным проектом — принципиальный момент, ведь на конкретном примере формируются, осваиваются и закрепляются действительно эффективные навыки и умения творческой командной деятельности.
Данный акцент отражен в официальном регулирующем документе Положении о порядке разработки и защите проекта как выпускной аттестационной работы программы Мini-MBA.
Во-вторых, прикладной проект по замыслу должен быть действительно живой и полезной разработкой для конкретной компании. В идеале это полноценный консалтинговый проект. Он призван решать конкретную актуальную бизнес-проблему компании, представители которой работают в составе команды. Прикладной характер — особое отличие выпускного проекта Mini-MBA от академических выпускных проектов традиционных MBA-программ.
Эта красивая декларация о прикладном значении выпускного проекта Mini-MBA организационно как-то подкрепляется?
На первом же занятии слушателям разъясняется: что такое прикладной проект, о чем они должны начинать думать буквально с первого занятия.
Администрация программы Mini-MBA (в том числе и я лично) в обязательном порядке доводит до генеральных директоров всех компаний, представители которых обучаются на программе, следующие три ключевых момента. Первое: проект предлагается сделать по заказу и «на живой фактуре» соответствующей компании; второе: он будет выполняться командой (в идеале из представителей одной компании); третье: представители компании приглашаются в комиссию, которая будет принимать защиты и оценивать прикладные проекты.
Даже на собеседованиях с потенциальными слушателями программы им объясняют, что такое прикладной проект Mini-MBA и как он должен разрабатываться и защищаться.
— Сергей Александрович, в теории все замечательно. Остается пожелать успехов в практической реализации именно такой модели Mini-MBA, которую вы описали.