Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил, что налогоплательщик вправе потребовать зачета излишне уплаченных в бюджет денежных средств в течение трех лет. Отсчет этого срока должен вестись с того момента, когда произошла переплата в бюджет, а не со дня, когда организации или предпринимателю стало известно об этой переплате (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 5735/05).
В соответствии с п. 1ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Вокруг срока, в течение которого организация или предприниматель может воспользоваться своим правом на проведение зачета, и разгорелся судебный спор.
Налогоплательщик получил незачет
Территориальные органы Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ провели сверку расчетов с обществом с ограниченной ответственностью «Энерджайзер» по состоянию на 1 января 2001 года. Результаты были отражены в составленных в январе того же года актах. Согласно этим документам общество переплатило в ПФР более 100тысяч рублей, а в ФСС — более 170 тысяч рублей.
На основании актов сверки общество подало в налоговую инспекцию заявления о зачете данных сумм в счет предстоящих платежей в ПФР и ФСС. Сделано это было уже 13 января2004 года.
На заявление о зачете переплаты в Пенсионный фонд налоговики ответили, что ООО нарушило установленный п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок подачи такого заявления. А просьбу общества о зачете переплаченных взносов в ФСС налоговая инспекция вообще ответом не удостоила.
Заявление подано вовремя
В поисках справедливости налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия налоговиков и об обязании инспекции зачесть излишне уплаченные суммы.
В суде первой инстанции требования заявителя были полностью удовлетворены. Суд мотивировал такое решение тем, что срок подачи заявления о зачете в счет предстоящих платежей законом вообще не установлен, а значит, и нарушить его общество не могло.
Это решение оставила в силе и кассационная инстанция — Федеральный арбитражный суд Московского округа, который указал, что трехлетний срок обществом не пропущен, поскольку акты сверки, из которых налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, были составлены 29 и 31 января 2001 года, а заявление подано 13января 2004 года.
При этом ФАС сослался на Определение Конституционного Суда РФ от21.06.2001 № 173-О, где сказано, что, в тех случаях когда налогоплательщик обращается с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, должны действовать общие правила исчисления срока исковой давности. Данный срок начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Возврат и зачет — одно и то же
Но надзорная инстанция— Президиум ВАС, куда дело было передано по заявлению налоговой инспекции, как выяснилось, придерживается по поводу сроков подачи заявления о проведении зачета совершенно иного мнения.
!В своем Постановлении судьи ВАС указали, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Казалось бы, такое ограничение по срокам установлено именно для требований о возврате излишне уплаченных налогов, а не для проведения зачета. По крайней мере, такую трактовку положений п. 8 ст. 78НК РФ предложили суду представители общества.
Однако судьи ВАС решили, что «по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика». А если зачет и возврат переплаченного налога суть одно и то же, то и правила возврата налога распространяются на проведение зачета.
Что же касается ссылки кассационной инстанции на Определение КС РФ от21.06.2001 № 173-О, то, по мнению членов Президиума ВАС, она вообще неуместна. Это обосновывается тем, что данное Определение распространяется на «применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы налога». А в рассматриваемом деле оспаривается законность ненормативного акта инспекции и ее бездействие. Таким образом, ВАС нашел формальный повод для того, чтобы не применять в данном случае документ, защищающий права налогоплательщика.
Из материалов дела видно, что общество переплачивало взносы фондам до1 января 2001 года. Судьи решили, что с этого момента (когда переплата прекратилась) и начинается трехлетний период, в течение которого налогоплательщик может воспользоваться своим правом на проведение зачета.
Таким образом, общество, подав заявление 13 января 2004 года, на 12 дней нарушило срок, закрепленный в п. 8 ст. 78 НКРФ. А потому действия фискального органа были признаны правомерными, а ООО в зачете платежей отказано.
Два козыря для налоговиков
Итак, ВАС пришел к двум неутешительным для налогоплательщиков выводам.
Во-первых, на процедуру зачета излишне уплаченных налогов распространяются нормы о возврате переплаченного налога, в том числе и трехлетний срок для подачи соответствующего заявления.
Во-вторых, отсчет этого срока начинать следует не с того дня, когда налогоплательщик узнал о переплате, а с той даты, до которой он фактически вносил излишние денежные средства.
Очевидно, налоговики возьмут на вооружение эти аргументы. В таком случае позиция высшей арбитражной инстанции станет существенным препятствием для фирм и индивидуальных предпринимателей, желающих с помощью зачета вернуть переплаченные государству деньги.
Нетрудно представить себе, например, такой вариант развития событий: налоговая инспекция просто не сообщает незадачливому налогоплательщику о том, что у него образовалась переплата. Точнее, сообщает об этом, но только спустя три года. Конечно, такие действия нарушили бы положения п. 3 ст. 78 НК РФ, согласно которому налоговики обязаны сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Но с точки зрения Президиума ВАС, срок обращения с заявлением о проведении возврата или зачета налогов все равно будет нарушен. Так что чиновники после этого могут со спокойной совестью отказываться вернуть переплаченное в бюджет.
Налогоплательщикам же остается только надеяться на честность работников фискального ведомства и не забывать о том, что на процедуру зачета переплаченных налогов, как и на их возврат, распространяется трехлетний срок давности.
Статья 78 НК РФ
1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей...
5. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет(внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам...
8. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы...
13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.