Отечественное производство вина обеспечено собственным сырьем немногим более 20%. Неудивительно, что российские виноделы не способны составить конкуренцию зарубежным производителям. Для дальнейшего роста рынка правительству необходимо в интересах отрасли решить проблемы законодательной базы, увеличить господдержку отечественного виноделия и ограничить поступление в продажу фальсифицированного вина.
Винный рынок страны трясет, как авиалайнер, попавший в зону высокой турбулентности. Росстандарт утвердил новые ГОСТы на винную продукцию, и теперь отечественные производители должны подать заявки на получение лицензий. Специалисты рынка опасаются, что виноделам не удастся избежать остановки производства, ведь на получение лицензий зачастую уходит почти месяц, а параметры новых акцизных марок до сих пор не утверждены правительством.
Российский рынок вина попал в десятку
Отечественный винный рынок представляет большой интерес как для национальных виноградарей, так и для импортеров, поскольку наша страна располагает обширными площадями, исторически используемыми для виноделия, с одной стороны, и потенциалом для роста потребления напитка — с другой. Россия входит в 15 стран — крупнейших потребителей вина в мире и в десятку самых крупных производителей. Высокое место в рейтинге стран — потребителей вина достигается, к сожалению, не за счет международных параметров его потребления на душу населения, а за счет большой численности населения. Вино традиционно уступает крепким напиткам, а в последние годы и пиву. Исходя из народного принципа «литр-рубль-градус» россиянам, не обремененным значительными доходами, выгоднее покупать водку. Относительно средней заработной платы вино в России также дорогой продукт. Если взять соотношение средней цены за литр и средней заработной платы в США и перевести в рубли, то бутылка вина в нашей стране будет стоить около 20 руб.
В России на душу населения, по данным Восточно-Европейской ассоциации сомелье и экспертов, приходится около 14 л абсолютного алкоголя в год, при этом доля вина — 8%. Эта цифра крайне мала по сравнению с данными из таких северных стран, как Финляндия, Швеция и Норвегия, где доля вина в общем объеме потребляемого алкоголя составляет 12—16%, а в странах с традиционно развитым виноделием достигает 70%.
Несмотря на это, исследователи алкогольного рынка страны указывают на растущую популярность вина на рынке, особенно у жителей крупных городов. Прошлый год порадовал виноделов самым большим урожаем винограда за два последних десятилетия. Страна вышла на абсолютный рекорд за последние 20 лет по производству вина — 54,1 млн дал (из них тихих вин — 83%, специальных — 17%). Объем полученного вина превышает лучший до сих пор показатель 2007 г. на 5,7%. Кроме того, в 2011 г. было произведено максимальное за последнее десятилетие количество игристых вин — 22,35 дал.
Виноградарством занимаются в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставрополье, на Северном Кавказе. С точки зрения инвестиционной привлекательности наиболее востребованными являются Краснодарский край и Ростовская область.
Полученное вино разливается в традиционные стеклянные бутылки и упаковки. На данный момент до 35% реализуемого в России вина разлито в упаковки «Тетра Пак». В основном это продукция, относящаяся к низкой и средней ценовой категории. Данный вид упаковки является передовым и позволяет сохранять потребительские свойства вина. К сожалению, отдельные производители разливают в такую упаковку некачественное вино, что подрывает имидж вин в этой потребительской таре. Средняя стоимость 1 л виноградного столового вина в 2011 г. составила 208 руб./л, что на 8% выше, чем в 2010 г. Вина до 110 руб. за бутылку 0,75 л составляют 65% от всего объема вина, реализуемого в России. По расчетам виноделов, минимальная цена за бутылку вина 0,75 л в рознице — 95—100 руб. Более низкая цена может говорить о некачественном товаре.
Рост популярности вина приводит к увеличению потока импортной продукции на рынок. По сравнению с 2010 г. объем ввезенного виноградного вина в 2011 г. вырос на 17%. В прошлом году в нашу страну было ввезено 300 млн л вина. Основные поставщики — винодельни Франции, Италии, Испании, Болгарии, Украины и Молдовы. Достаточно крупные поставки осуществляются из Германии, Аргентины, Чили и Абхазии.
Желтой майкой лидера российского рынка вина среди стран-экспортеров в 2009 г. обладала Франция. Ее доля в импорте вина согласно данным, приведенным аналитической компанией AS Marketing, была 18% в натуральном и 26% в стоимостном исчислении. Столь большая разница объясняется тем, что французская продукция относится к дорогому сегменту вин. Второе место занимала Италия, третье — Испания. В 2010 г. ситуация изменилась: 22% импортируемых виноматериалов приходилось на Испанию, второе место занимали итальянские виноделы, третье — Франция. По итогам девяти месяцев 2011 г., отмечается в исследовании AS Marketing, Франция в натуральном выражении возвратила лидерство, но за продукцией Италии осталось лидерство в стоимостном исчислении. Тройка лидеров охватывает 46,8% сегмента импортных вин. На рынке отмечается сокращение объемов поставок из Аргентины и Болгарии. В прошлом году эти страны снизили объемы в среднем на 10% .
Первая в сегменте игристых вин Италия. Ее продукция охватывает 60,7% рынка. Из-за роста продаж итальянского вина украинские производители в прошлом году вынуждены были сократить объемы поставляемого вина на 12%. В сегменте вермутов Италия также уверенно держит первую строчку. Ее знаменитые марки Martini и Cinzano заняли по этому виду продукции 85,7% рынка.
Среди наиболее крупных импортеров вина прежде всего следует назвать компанию «ЛУДИНГ», занимающую 14,7% рынка импортного вина. Второе место у компании ILS с долей 7,3%, третье — «Моро» — 6,6%.
По мнению Тимура Казанцева, директора аналитической компании AS Marketing, качественные российские вина некоторых производителей конкурируют по цене с молдавской, болгарской продукцией и практически достигли минимального ценового уровня испанской и аргентинской продукции.
Велика зависимость от импорта
«Исходя из данных государственной статистики в 2010 г. в России произведено 324 000 т винограда. Если учесть, что доля столового винограда в производстве составляет в зависимости от хозяйств от 2 до 20%, и принять в расчет 5%, можно сделать вывод, что винограда, пригодного для винного производства, в 2010 г. было 307 800 т. По опросу виноделов, если соблюдать технологию производства вина, из килограмма винограда в самом лучшем случае можно произвести 0,7 л вина. Исходя из простых расчетов можно утверждать, что отечественного сырья хватило на производство 215,5 млн л вина. Однако в 2010 г. было произведено 542 млн л тихого и 223 млн л игристого вина — итого 765 млн л. Таким образом, отечественное производство вина обеспечено своими ресурсами немногим более 20%», — приводит расчеты Т. Казанцев.