Главной целью предстоящей XIII Международной профессиональной выставки «ПРЕССА-2006» ее организаторы считают привлечение внимания государства и общества к проблеме сокращения читательской аудитории периодики, а издателей – к необходимости возрождения интереса к печатному слову.
Именно этим и обусловлен сегодняшний девиз выставки: «На службе читателя — на службе России!»
Начало и продолжение
Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) в 2001 году инициировал проведение первого конгресса в поддержку чтения.
С тех пор такие конгрессы проводятся постоянно, ас 2003 года — непосредственно в рамках выставки «ПРЕССА». В первом конгрессе, организованном девятью профессиональными объединениями, приняли участие представители всех субъектов России, руководители отделов культуры, библиотекари, учителя, издатели и распространители. Именно тогда был разработан Проект Концепции национальной программы развития чтения, который сейчас и воплощается в жизнь организаторами акции.
Кроме того, ежегодная Международная профессиональная выставка «ПРЕССА» широко известна и своими новаторскими идеями.
Так, впервые будет проведена акция «Знаки отличия выставки «ПРЕССА» — «Золотой фонд прессы», по результатам которой лучшим изданиям будут вручены знаки отличия выставки.
Общественный Экспертный совет, работающий по десяти тематикам, определит по каждой из них те издания, которые и будут удостоены такого знака отличия. Причем обсуждение будет проходить публично, а не за закрытыми дверями: у стенда любого участника выставки могут присутствовать все желающие. По результатам будет издан каталог с комментариями известных уважаемых людей.
От учредителя — к читателю!
У СМИ сейчас много разных учредителей: частные лица, предприятия, партии и т. д. Однако многие из них, финансируя печатное издание, решают исключительно собственные задачи, закрывая глаза на качество и идейное наполнение выпускаемой продукции. Организаторы надеются, что знаки отличия выставки не только привлекут внимание читателей к качественным изданиям, помогут ориентироваться в море печатной продукции, но и повысят интерес учредителей к специфике издательского дела. Потому что, как только издание начинает выполнять «чистый заказ», оно попадает в информационный вакуум. И очень часто редакция поддерживает уверенность учредителя в эффективности издания, выпуская очередной тираж и делая вид, что издание распространено, хотя на деле оно становится неинтересным читателю.
Знаков отличия могут быть удостоены не только российские СМИ, но и зарубежные, в частности белорусские. Благодаря Министерству информации Республики Беларусь ее пресса постоянно широко участвует в выставке, а на предстоящей планируется проведение Дня Беларуси.
Кому доверено судить
В Общественный Экспертный совет войдут в первую очередь представители библиотек. Они лучше всех знают, что привлекает читателей, что они больше всего спрашивают. Также в состав совета войдут учителя, ученые, деятели искусства, представители Государственной Думы и Совета Федерации.
Среди них генеральный директор Российской государственной библиотеки В. Федоров и президент Российской библиотечной ассоциации, генеральный директор Российской национальной библиотеки В. Зайцев. Исполком этой акции возглавит В. Иванов — председатель совета директоров Центрального коллектора библиотек «БИБКОМ». Тематические экспертные советы возглавят Л. Жаркова — директор Российской государственной детской библиотеки, Б. Логинов — генеральный директор Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» и Я. Шрайберг— зам. директора ГПНТБ, президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, президент Международного библиотечного, информационного и аналитического центра, первый заместитель директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России.
Организатор и идейный вдохновитель выставки — президент Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольга Никулина.
В дальнейшем организаторы ежегодной Международной выставки «ПРЕССА» планируют стать компетентными посредниками между государственными органами СНГ и средствами массовой информации, которые там издаются, соблюдая при этом неотъемлемое правило — соединение коммуникативистики с этикой.