Изменения в Закон о туристской деятельности
Федеральным законом от 03.05.2012 № 47-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Изменения направлены на защиту прав потребителей туристских услуг в РФ. В частности, новации предуcматривают предоставление туристам дополнительных гарантий в ситуации, когда туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, не выполнили обязательства, принятые по договору реализации турпродукта. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, в течение года со дня вступления с силу Федерального закона от 03.05.2012 № 47-ФЗ должны войти в объединение туроператоров, при котором за счет отчислений членов объединения будет сформирован компенсационный фонд. Из средств фонда будет оказываться экстренная помощь туристам за границей, оказавшимся в сложной ситуации, например из-за банкротства туроператора и невыполнения им обязательств перед зарубежными партнерами.
В связи с этим внесены дополнения и в НК РФ, согласно которым взносы членов объединения туроператоров в компенсационный фонд не будут учитываться в доходах объединений (подп. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ), а затраты, осуществленные за счет средств фонда, — в расходах объединений для целей исчисления налога на прибыль (п. 48.15 ст. 270 НК РФ). Полученные туристами суммы экстренной помощи законодатели включили в перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Так что удерживать налог с граждан при выплатах из компенсационного фонда не придется.
Изменения в перечень технологического оборудования
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 296 в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, включено оборудование, классифицируемое кодом ТН ВЭД ТС 8474 80 908 0 «Линии безопочной формовки литейных форм». Кроме того, новая редакция позиции по коду 8479 89 970 8 содержит теперь также оборудование завода по производству гранулированного карбамида, производительностью 717 500 т в год. Уточнена позиция, классифицируемая по коду 8502 39 200 0: теперь она носит наименование «Газотурбинные генераторные установки PG 6111FA».
Постановление вступило в силу с 28 апреля 2012 г.
Утвержден перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ расширен приведенный в п. 1 ст. 259.3 НК РФ список объектов основных средств, по которым разрешается применять повышающий коэффициент 2 к норме амортизации. В этот список были добавлены объекты основных средств, имеющие высокий класс энергетической эффективности, а также объекты, имеющие высокую энергоэффективность, для которых не предусмотрено установление классов. В отношении последних применение льготы обусловлено разработкой соответствующего перечня объектов, утверждаемого Правительством РФ. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ вступил в силу еще в конце 2009 г.
Кроме того, от утверждения перечня оборудования с высокой энергетической эффективностью зависело и применение льготы по налогу на имущество организаций в отношении аналогичных объектов основных средств. Эта льгота введена Федеральным законом от 07.06.2011 № 132‑ФЗ (вступил в силу с 1 января 2012 г.). Объекты основных средств, для которых предусмотрено установление класса энергоэффективности, освобождаются от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Однако реализовать возможность применения в целях налогообложения прибыли ускоренной амортизации, а также воспользоваться льготой по налогу на имущество компании не могли, так как указанный перечень отсутствовал.
Теперь ситуация изменилась и налогоплательщики могут использовать на практике блага, предусмотренные ст. 259.3 и 381 НК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308 утвержден перечень указанных объектов, который включает в себя наименования 132 видов энергоэффективного оборудования с индикатором энергетической эффективности (ИЭФФ), соответствие которому позволит воспользоваться льготами.
Постановление вступило в силу с 23 апреля 2012 г.
Новый регламент для ФСС России
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 № 204н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).
В регламенте установлены сроки, стандарт и последовательность действий должностных лиц соцстраха при предоставлении государственной услуги по приему формы 4-ФСС.
Так, расчет принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления в территориальное отделение фонда. Максимальный срок ожидания в очереди должен составлять 30 минут.
Кроме того, в приложении 1 к приказу приведены почтовые адреса, телефоны, адреса электронной почты и официальных сайтов в Интернете всех региональных отделений ФСС России.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2012 № 23674.
Внесены изменения в порядок выдачи листков нетрудоспособности
Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 № 31н внесены изменения в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее — Порядок). Порядок дополнен тремя новыми пунктами. Так, в п. 4.1 прописана ситуация, когда гражданин на момент наступления болезни (отпуска по беременности и родам) занят у двух работодателей, но в предыдущие два года трудился в других местах. В этом случае выдается один листок нетрудоспособности для предъявления по одному из последних мест работы по выбору гражданина. В пункте 4.2 прописана ситуация для совместителей, которые в предыдущие два года работали как у нынешних работодателей, так и в других фирмах. Здесь есть вариантность для назначения пособия. Работник может получить несколько листков нетрудоспособности, пособие ему будет назначено и выплачено по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы в конкретной организации, которая рассчитывает пособие. А можно получить один больничный лист. В этом случае пособие будет назначено и выплачено по одному из последних мест работы. И еще одна ситуация, которая появилась в новом Порядке. Она касается только женщин, у которых отпуск по беременности и родам наступил до 31 декабря 2012 г. Если декретница выбрала способ получения пособия, который был предусмотрен до 1 января 2011 г., то ей выдается несколько больничных листов для предъявления по каждому месту работы. Из Порядка исключено требование о том, что «записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек». Новации затронули и п. 66 Порядка, который устанавливает для работодателей правила заполнения больничных листов. Раньше в этом пункте было сказано, что по строке «ИТОГО начислено» указывалась общая сумма, подлежащая выплате работнику. Из-за такой формулировки возникали споры. Ведь суммы начисленные и выплаченные не могут быть одинаковыми. Начисляется пособие с НДФЛ, а вот выплачивается оно без суммы налога. В письме ФСС России от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956 указали, что в этой строке должна стоять сумма пособия без НДФЛ. Поправками уточнено, что работодатель по этой строке должен указать сумму начисленного пособия, то есть с НДФЛ.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 06.04.2012 № 23739, вступил в силу с 22 апреля 2012 г.
Изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок
Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297 внесены изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
Приказ ведомства уточняет некоторые критерии самостоятельной оценки рисков для компаний, которые используют инспекции при выборе объектов выездного налогового контроля. Кроме того, в новой редакции изложены приложения 3 и 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. В указанных приложениях приведены расчет налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов по основным видам экономической деятельности и показатели рентабельности, отклонение от которых может стать причиной повышенного внимания со стороны фискалов и привести к включению организации в план выездных проверок.
Изменения в Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
Приказом ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/274 внесены изменения в приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@, которым утверждены Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.
Согласно изменениям к крупнейшим налогоплательщикам, администрируемым на федеральном уровне, будут относиться организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг, с суммарным объемом начислений по федеральным налогам свыше 300 млн руб. (ранее этот показатель для перевозчиков составлял более 50 млн руб.).
Также уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне.
Кроме того, согласно внесенным поправкам некоммерческие организации тоже могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой декларации по налогу на прибыль соответствует суммовым значениям, установленным для отнесения к крупнейшим налогоплательщикам коммерческих компаний.
Утвержден Порядок представления сведений из ЕГРН
Приказом ФНС России от 27.02.2012 № ММВ-7-6/111 утвержден Порядок представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Порядок начнет действовать после того, как действующие Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110, будут признаны утратившими силу. Новый порядок предусматривает, в частности, возможность направления запроса о представлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или сайта ФНС России. Такой запрос должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сведения из ЕГРН подаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Рекомендованные формы для представления налоговиками сведений из госреестра содержатся в приложениях к комментируемому приказу.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2012 № 23968.
Учет платежей по договорам ДМС
Платежи по договорам ДМС учитываются на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком периоде и части страховой премии, приходящейся на каждый календарный день действия договора страхования
Минфин России в письме от 14.05.2012 № 03-03-06/1/245 рассмотрел ситуацию, когда организация заключила договор добровольного медицинского страхования работников на один год с уплатой страховой премии в рассрочку разными суммами в течение первых нескольких месяцев. При этом периоды, за которые производятся платежи, в договоре не указаны. Как учитывать взносы в целях налогообложения — равномерно по всему сроку действия договора или по сроку действия договора, оставшемуся после даты очередного платежа?
Чиновники отметили, что расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором согласно договору налогоплательщик внес денежные средства на оплату страховых взносов. Если в договоре страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Об этом говорится в п. 6 ст. 272 НК РФ.
С учетом этого, по мнению Минфина России, страховая премия должна учитываться на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в нем и части страховой премии, определяемой как частное от общей суммы страховой премии и количества календарных дней, в течение которых действует договор страхования.
ДЛЯ налога на прибыль материальной выгоды не существует
Организация получила беспроцентный заем. Возникает ли в этом случае для целей налогообложения прибыли доход?
По общему правилу безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права признаются внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но данное правило не распространяется на операции по получению беспроцентного займа. Это связано с тем, что в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлен порядок определения выгоды от получения таких заемных средств и отсутствуют правила ее оценки. Так считают специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-03-06/1/239).
К аналогичным выводам приходят и суды. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04 арбитры отметили, что беспроцентный заем нельзя приравнять к услуге. Соответственно у компании отсутствует обязанность по определению внереализационного дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах.
Финансисты разъяснили последствия реорганизации в форме присоединения для участников КГН
Порядок уплаты налога на прибыль через консолидированную группу налогоплательщиков действует чуть более четырех месяцев. Поэтому вполне понятно, что на сегодняшний день не все еще разложено по полочкам и Минфин России продолжает разъяснять проблемные моменты.
Очередной вопрос, по которому финансисты высказали свою точку зрения, связан с реорганизацией участника КГН. Стороны договора о создании КГН должны внести в него изменения, если принято решение о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций — участников КГН (подп. 2 п. 2 ст. 25.4 НК РФ). Соответствующее соглашение представляется в налоговый орган в течение месяца с даты возникновения обстоятельств для изменения договора о создании КГН (подп. 3 п. 4 ст. 25.4 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не содержит требований о выходе из КГН участников, реорганизованных в форме присоединения или слияния (письмо Минфина России от 05.05.2012 № 03-03-06/1/232).
Как подтвердить нахождение иностранца в России
Специалисты финансового ведомства в письме от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557 привели перечень документов, которые могут подтвердить нахождение иностранца в России.
Иностранного гражданина можно признать налоговым резидентом РФ и соответственно удерживать из его доходов НДФЛ по ставке 13%, если он фактически находится на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
К сожалению, глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не устанавливает перечень документов, которыми можно подтвердить нахождение физических лиц в России. Этот пробел решили восполнить специалисты Минфина России. По их мнению, о нахождении таких лиц в РФ свидетельствуют:
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении иностранцем границы;
— табель учета рабочего времени;
— квитанции о проживании в гостинице;
— справка с предыдущего места работы;
— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.
Обратите внимание: отметки в паспорте должны быть проставлены органами пограничного контроля Российской Федерации.
Кто может осуществлять перевод документов на русский язык
Специалисты Минфина России в письме от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202 разъяснили, кто может переводить оправдательные документы, составленные на иностранном языке
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.91 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, все делопроизводство, а также документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
У организации, направляющей работника в командировку за границу, возник вопрос: может ли физическое лицо, владеющее соответствующим иностранным языком, переводить оправдательные документы на русский язык для целей учета расходов на командировку работника при исчислении налога на прибыль, если у него отсутствует диплом, подтверждающий знание данного языка?
Минфин России положительно ответил на этот вопрос, указав, что для целей бухгалтерского и налогового учета построчный перевод на русский язык первичных документов, составленных на иностранном языке, может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации.
Минфин о тонкостях обложения НДС операций по аренде госимущества
Минфин России в письме от 27.03.2012 № 03-07-11/86 обратил внимание на то, что налоговые последствия для арендатора будут зависеть от того, у кого именно компания арендовала помещение.
Если госимущество арендуется непосредственно у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, арендатор является налоговым агентом по НДС. Он должен исчислить, удержать из доходов арендодателя и перечислить в бюджет сумму НДС с арендной платы. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Если госимущество арендуется у государственного унитарного предприятия или учреждения (за исключением казенного учреждения), арендатор не признается налоговым агентом по НДС. В этом случае НДС начисляется и уплачивается в бюджет арендодателем госимущества (унитарным предприятием или учреждением (за исключением казенного)). Специалисты финансового ведомства объясняют это тем, что в Налоговом кодексе не предусмотрены осо-бенности по исчислению и уплате НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду госимущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями или учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Если госимущество арендуется у казенного учреждения, такая операция вообще не является объектом обложения НДС. Поэтому ни арендодатель, ни арендатор уплачивать в бюджет НДС не должны.
О нумерации счетов-фактур, выставляемых филиалами
Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, предусмотрены особенности заполнения документа обособленными подразделениями организации. Так, обособленные подразделения при составлении счетов-фактур порядковый номер документа дополняют через разделительную черту цифровым индексом, установленным головным офисом организации в приказе об учетной политике (подп. «а» п. 1 раздела II). Минфин России в письме от 27.03.2012 № 03-07-09/30 разъяснил, что это требование распространяется и на филиалы.
Налоговая проверка по прежнему месту нахождения
Минфин России в письме от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 рассмотрел ситуацию, когда организация снялась с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения, но днем раньше налоговики вынесли решение о проведении выездной проверки. Налогоплательщик усомнился в том, что фискалы вправе проверять его деятельность после снятия с учета в этой инспекции.
Специалисты Минфина России напомнили, что решение о проведении проверки инспекция выносит по месту нахождения организации. Об этом говорится в п. 2 ст. 89 НК РФ. Вынести же такое решение по прежнему месту учета налоговики могут до даты внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, которая будет являться одновременно датой снятия компании с учета в инспекции по прежнему месту нахождения и датой постановки на налоговый учет по новому адресу. Это следует из п. 3.6.1 и 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178. Поэтому инспекция по прежнему месту нахождения компании вынесла правомерное решение и может проводить выездную проверку.
НДФЛ в отношении выплат иностранному работнику
Письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-04-06/6-70 будет интересно тем работодателям, у которых в штате состоят иностранные работники, выполняющие свои трудовые обязанности у себя на родине. При этом такие работники периодически направляются в командировки как по территории своей страны, так и по России. Финансисты рассказали, какие доходы иностранцев будут облагаться НДФЛ, а какие нет.
По мнению Минфина России, в такой ситуации при получении зарплаты у иностранца не возникнет дохода, облагаемого НДФЛ. Такая позиция аргументирована следующим образом.
Объектом обложения НДФЛ нерезидентов является доход, полученный от источников в РФ (ст. 209 НК РФ). Вознаграждение за работу, которая выполнена за рубежом, является доходом, полученным от источников за пределами РФ (подп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ). Соответственно оплата сотруднику-нерезиденту за выполнение им трудовых обязанностей по месту его постоянного жительства не облагается НДФЛ, поскольку это не является доходом, полученным от источников в РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ).
Если иностранный работник, проживающий и работающий за границей, направляется в командировку на территорию России, возникает вопрос: нужно ли организации учитывать дни командировки на территории РФ как дни работы в России со сроком нахождения менее 183 дней и удерживать у работника НДФЛ по ставке 30%?
При нахождении в командировках за сотрудниками компаний должен сохраняться средний заработок (ст. 169 ТК РФ). По мнению Минфина России, оплата среднего заработка находящемуся в командировке работнику не является вознаграждением за выполнение им трудовых обязанностей за пределами РФ. Следовательно, такой доход получен от источника в РФ и облагается НДФЛ по ставке, установленной для налоговых нерезидентов, то есть 30%. Такой порядок будет действовать вне зависимости от того, где именно (в России или за границей) проходила служебная поездка.
Новые бланки для игорного бизнеса
ФНС России письмом от 02.05.2012 № ЕД-4-3/7334 направила для использования в работе приказ Минфина России от 22.12.2011 № 184н, которым утверждены формы документов, используемых при регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес. Напомним, что приказом, в частности, утверждена новая форма заявления о регистрации таких объектов. В нее добавлены поля для вновь введенных объектов налогообложения (процессинговых центров тотализатора и букмекерской конторы, пунктов приема ставок тотализатора и букмекерской конторы), появился титульный лист и др. Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца с даты его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес. Документ опубликован в «Российской газете» 4 апреля 2012 г.
Поскольку налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц, новые формы будут использоваться при регистрации объектов налогообложения с 1 июня 2012 г.