Какие только уловки не придумывают налоговики, чтобы попытаться оштрафовать налогоплательщика! Об одной из них поведала ФНС РФ в своем Письме от 14.07.2005 № 103-03/3184@. Речь в нем идет о заполнении налогоплательщиком в платежном поручении поля 101 «Статус лица, оформившего документ».
Случается, что налогоплательщики забывают, что какой-то налог они перечисляют как налоговые агенты и поэтому указывают в этом поле статус «01», а не «02».
В Письме налоговики сообщают, что из-за того, что внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, разноска налоговыми органами поступивших сумм налогов и сборов в карточки «Расчеты с бюджетом» производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов).
В случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101«Статус лица, оформившего документ» (например, если он, не являясь налоговым агентом, заполнил поле101 расчетного документа значением «02» (налоговый агент), указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку «Расчеты с бюджетом» со статусом«01».
Дальше идут выводы о том, что налоговым законодательством РФ предусмотрено разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
В связи с изложенным ФНС РФ заявила, что налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с письменным заявлением на возврат сумм ошибочно перечисленного налога в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ.
Налоговики, правда, умолчали, что как только налогоплательщик собственноручно в своем заявлении признает ошибку в перечислении налога, то ему насчитают пени и наложат штраф за несвоевременную уплату налога. Судя по арбитражной практике, такие попытки налоговиками предпринимаются регулярно.
Так, например, ОАО, перечисляя в бюджет в качестве налогового агента НДС, в поле 101 платежного поручения ошибочно указало значение «01» (налогоплательщик) вместо «02» (налоговый агент).
ИМНС РФ посчитала, что это привело к образованию недоимки по НДС у ОАО как налогового агента, поскольку в соответствии с Приказом МНС РФ от05.08.2002 № БГ-3-10/411налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых налогоплательщиками и налоговыми агентами.
Арбитражный суд, рассматривая иск ОАО по обжалованию данного решения ИМНС РФ, установил, что в платежном поручении верно указаны вид налога, его сумма и КБК. Суд решил, что указание в поле 101платежки неверного статуса не влияет на правовую природу уплаченной суммы.
Волеизъявление ОАО по перечислению НДС в качестве налогового агента выражено им при подаче налоговой декларации, где указано, что спорная сумма перечислена налоговым агентом.
Иск ОАО был удовлетворен, а кассационные инстанции его оставили без изменения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2004№ А33-1077/04-С3-Ф023726/04-С1).
Самую радикальную позицию в этом вопросе занял ФАС Центрального округа. Он указал, что если налоговым органам и казначейству непонятно, что за сумма поступила в бюджет, для этого случая предусмотрены КБК «невыясненные суммы», и именно на эти федеральные органы, а не на налогоплательщика возложена обязанность с ними разбираться (Постановление от 08.01.2004 № А099026/03-13).
Кстати, с 01.01.2005 поступления, по которым указаны неверные реквизиты или они вообще отсутствуют, зачисляются Федеральным казначейством по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» (п. 9, 10 Порядка, утвержденного Приказом Минфина от 16.12.2004 № 116н).
Если при этом указан ИНН и КПП получателя поступлений, то они должны учитываться по КБК «Невыясненные суммы, зачисляемые в местные бюджеты» или «Невыясненные суммы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации» (п. 12 Порядка).
Таким образом, неверно указанный в платежном поручении статус налогоплательщика при отсутствии других нарушений не является препятствием для Федерального казначейства зачислить платеж в нужный бюджет. А уж если деньги в нужный бюджет реально поступили, то штрафовать налогоплательщика и взыскивать пени не за что.
В прошлые годы в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.12.99 № 91н и действовавшей до 2005 года, налоговый орган при взаимодействии с Федеральным казначейством имел возможность самостоятельно распределить перечисленный платеж в соответствующий бюджет.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Минфина от 16.12.2004 № 116н, такая возможность у налоговиков осталась и в 2005 году. Так что в случае неправильно указанного статуса плательщика в поле 101 платежного поручения правами по отзыву сумм налога, которые дает ФНС налогоплательщикам, лучше не пользоваться. Пусть уж налоговики самостоятельно выполняют свои обязанности.