В последнее время весьма остро встает вопрос о способах защиты нарушенных прав собственников, владеющих ценными бумагами, выпущенными в бездокументарной форме, и о возможности применения к ним в процессе судебной защиты такого вещного института гражданского права, как институт виндикации, т.е. возможности истребования бездокументарных ценных бумаг из незаконного владения.
Попробуем разобраться, что такое бездокументарные ценные бумаги, кто может являться их собственником, какие имеются способы защиты при нарушении данного права, что говорит нам об этом теория и по какому пути идет судебная практика.
Бездокументарные ценные бумаги. Понятие
Самое первое, с чем нужно разобраться, - это непосредственно с самим объектом, права собственности на который могут быть нарушены.
Итак, что же такое ценная бумага, выпущенная в бездокументарной форме?
Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям гражданского законодательства.
Так, согласно ст. 149 ГК РФ лицом, имеющим специальную лицензию, в случаях и порядке, определенных законом, может производиться фиксация прав, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п.).
К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации.
При этом согласно п. 2 ст. 149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под бездокументарной формой эмиссионных ценных бумаг понимается такая форма, при которой владелец устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи по счету депо.
Именно подобным образом происходит фиксация права владельцев бездокументарных ценных бумаг (абз. 2 ст. 28 Закона N 39-ФЗ).
У кого возникают проблемы с "потерей" бездокументарных ценных бумаг
Положениями ст. 16 Закона N 39-ФЗ определены виды и форма эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть именными или на предъявителя.
Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) зафиксировано, что все акции общества являются именными. При этом Законом об АО не установлена возможность выпуска акций общества в документарной форме.
Из этого можно сделать главный вывод: именно акционер и будет в первую очередь тем самым лицом, чьи права будут нарушены в результате неправомерных действий с принадлежащими ему акциями.
Бездокументарные бумаги согласно ст. 149 ГК РФ являются объектами гражданских прав наряду с иными объектами гражданских прав, перечисленными в ст. 128 ГК РФ.
А значит, собственник ценных бумаг, в том числе и бездокументарных, обладает в отношении их полным абсолютным правом и имеет основанный на законе интерес в его сохранении.
Так кто же может осуществлять учет прав на акции? Ответим.
1. Непосредственно акционерное общество, являющееся эмитентом акций, в том случае, когда оно является и держателем реестра акционеров (п. 3 ст. 44 Закона об АО).
2. Регистратор - держатель реестра, т.е. лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (п. 1 ст. 8 Закона N 39-ФЗ). Учет осуществляется им либо в силу прямого указания Закона об АО (абз. 2 п. 3 ст. 44), либо по волеизъявлению общества.
3. Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, т.е. оказывающий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона N 39-ФЗ). При этом совершать запись о переходе права на акции депозитарий может лично, а также привлекая на основании соглашения к этому процессу других депозитариев.
Таким образом, выявить из всей этой цепочки того, кто будет отвечать в случае, если права держателя акций будут нарушены, весьма затруднительно.
Каким же образом происходит выбытие бездокументарных ценных бумаг, а именно акций, из законного владения акционеров?
Как уже было отмечено выше, права на бездокументарную акцию возникают при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав (п. 2 ст. 149 ГК РФ), т.е. путем внесения записи в реестр акционеров.
При выбытии акций из владения акционеров фактически происходит списание ценных бумаг из реестра при предъявлении требования лицом, не являющимся легитимным владельцем.
При этом серьезной проблемой у собственника акций, чьи права нарушены, является идентификация принадлежащих ему акций.
Так, согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ единый государственный номер присваивается всему выпуску эмиссионных ценных бумаг, т.е. совокупности всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость.
Таким образом, идентифицировать акции одного выпуска можно только по номеру выпуска. Индивидуальная идентификация каждой акции выпуска законодателем не предусмотрена.
А это значит, что с помощью номера выпуска достаточно сложно разграничить и отделить части выпуска бездокументарных акций, он не является тем самым индивидуализирующим признаком.
Ситуация, когда происходит незаконное дробление пакета акций и из владения собственника выпадает, например, лишь часть акций, весьма нередка. Это фактически и есть один из основных способов корпоративного захвата.
И все же, если право нарушено и владелец лишился своих акций, то он, несомненно, захочет вернуть их обратно. Каким образом он сможет защитить свое право?
Вариантов, которые может выбрать акционер для защиты своего права, не так уж и много.
Среди вариантов в первую очередь выделяют следующие:
- виндикационный иск;
- иск о признании сделки недействительной;
- иск о возмещении вреда в денежной форме;
- реституция;
- обязание регистратора внести запись в реестр акционеров и др.
Одним из наиболее распространенных в последнее время способов защиты становится истребование акционером из незаконного владения акций, которые в большинстве своем в момент, когда лицо обнаружило их утрату и решило "бороться", находятся у добросовестного приобретателя.
Мы попытаемся разобраться, возможно ли применение к подобным нарушенным правоотношениям виндикационного иска.
Что говорит теория
Споры по данному вопросу не утихают.
Одна часть специалистов в своих работах допускает применение виндикации к бездокументарным ценным бумагам, другая - относится к этому резко отрицательно.
Попробуем разобраться в аргументах обеих сторон.
Сначала посмотрим на позицию тех, кто не признает возможность применения к восстановлению нарушенного права в области бездокументарных ценных бумаг такого института, как виндикация.
Эта позиция основывается на положениях классической римской цивилистики о правах вещных и обязательственных, опираясь на которые нельзя и думать о том, чтобы применить режим вещных прав на бездокументарные ценные бумаги. Ведь именно отнесение того или иного имущества к вещам предполагает вещно-правовые способы защиты, одним из которых и является виндикация.
Например, Е. Суханов в статье "Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве" ("Хозяйство и право", 1997, N 1) высказывает мнение о том, что акционерные общества в действительности не осуществляют эмиссию ценных бумаг в документарной форме: "...в этих случаях акций как ценных бумаг просто не существует, а имеется та или иная форма учета прав акционеров (в том числе "бездокументарная" - в виде записей в компьютере, являющаяся в соответствии со ст. 149 ГК не "ценной бумагой", а способом фиксации прав)". Поэтому, по его мнению, бездокументарная ценная бумага не является вещью и по ее поводу могут складываться только обязательственно-правовые, а не вещно-правовые отношения.
В развитие этой мысли можно привести размышления А. Эрделевского, высказанные им в работе "О некоторых вопросах защиты права собственности". К бездокументарным ценным бумагам нельзя применить ни понятие "владение", ни такой способ его защиты, определенный ст. 302 ГК РФ, как виндикационный иск. Это невозможно, по мнению ученого, в силу их нематериального характера. А значит, к ним нельзя применить и такое понятие, как утрата владения.
Кроме того, приверженцы данной позиции считают, что особенность фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги не позволяет осуществлять в отношении их одно из вещных прав, входящее в триаду прав собственника (ст. 209 ГК РФ), - правомочие владения. Ведь под правомочием владения принято понимать основанную на законе возможность иметь у себя объект гражданского права, содержать его в своем хозяйстве, а иметь в своем хозяйстве бездокументарную ценную бумагу невозможно. Утратить владение бездокументарной ценной бумагой невозможно, так же как ее утерять или похитить.
Таким образом, по мнению ведущих ученых-теоретиков, истребовать бездокументарные акции из незаконного владения, т.е. применить к ним виндикацию, нельзя на основании того, что бездокументарная акция не является вещью, т.е. не является осязаемым материальным предметом, а представляет собой способ фиксации прав. А раз так, то к ней нельзя применить такое правомочие, как владение, а соответственно, ее нельзя и утратить. Следовательно, и применить к ним виндикацию нельзя, а в качестве способов защиты возможно применение положений гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ, например иск о возмещении убытков.
Но что же получается: у акционера отсутствует вещное право на бездокументарную акцию?
Еще раз подчеркнем, что непосредственно ст. 128 ГК РФ ценные бумаги отнесены к вещам и никакого исключения из этого общего правила ни ст. 128, ни ст. 149 ГК РФ в отношении бездокументарных ценных бумаг не сделано. Из категории вещей они не исключены.
Именно на этом основывается другая позиция специалистов и ученых, считающих, что истребовать из незаконного владения бездокументарные акции возможно.
Гражданское законодательство напрямую запрещает истребовать от добросовестного приобретателя только деньги и ценные бумаги (п. 3 ст. 302 ГК РФ), а значит, именные ценные бумаги (акции) можно истребовать из чужого незаконного владения, так как закон не содержит запретов и изъятий по данному вопросу.
Такой позиции придерживается, в частности, Г. Шапкина (см. ее статью "Некоторые вопросы применения корпоративного законодательства", "Вестник ВАС РФ", 1999, N 5).
По ее мнению, все же нельзя однозначно говорить о предмете, не имеющем материальной формы, как о вещи. Здесь речь может идти о применении в соответствии с законом определенных правовых институтов, рассчитанных на одни ситуации при иных обстоятельствах, в том случае, если признается, что заложенный в них правовой механизм пригоден и может быть достаточно эффективным в новых условиях.
Кроме того, есть мнение, что перевод бездокументарных ценных бумаг со счета на счет возможно приравнять к реальной передаче традиционных ценных бумаг (см. Ефимова Л.Г. "Банковские сделки (актуальные проблемы)": Дис. ... д-ра юр. наук. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2000).
В целом можно отметить, что специалисты, придерживающиеся данного подхода, пытаются различными способами доказать, что бездокументарные ценные бумаги также являются вещью, а следовательно, к их защите можно применять те же способы, что применяются при защите иных вещей, в частности истребовать их из незаконного владения, т.е. виндицировать.
Эту позицию разделяют и государственные органы власти. К такому выводу можно прийти, анализируя положения Доклада о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг, утвержденного 01.07.1997 Банком России N 01-04/804, ФКЦБ России N ДВ-4117, Минфином России N 05-01-01.
В нем при анализе текущего состояния гражданского законодательства было высказано мнение (п. 7 Доклада), что все ценные бумаги относятся к имуществу, вещам, но при этом законодатель исходил "...из классического понимания ценной бумаги как бумажного документа. Следствием этого является более детальное описание свойств "бумажной" ценной бумаги. Однако ценные бумаги, которые не оформлены бумажными документами, также не запрещены".
Вместе с тем, по мнению чиновников, бумажный документ и "бездокументарную форму" нужно рассматривать "как два возможных способа фиксации прав из ценной бумаги, оставляя возможность и для других не противоречащих законодательству способов фиксации. При этом ценная бумага остается имуществом, вещью вне зависимости от выбора способа фиксации прав из нее. Следовательно, для любой ценной бумаги с любой формой фиксации прав из нее действуют общие нормы гражданской оборотоспособности, установленные для имущества, для вещей".
Итак, пока теоретики спорят, проблема остается. Сегодня как никогда необходим действенный способ защиты нарушенных прав акционеров, способный противостоять различным вариантам корпоративных захватов.
Можно сколь угодно долго рассуждать на данную тему, но если эффективных способов защиты прав акционеров нет, то, возможно, стоит использовать уже имеющиеся, в частности виндикацию, пусть даже это и будет юридической фикцией, и одновременно пытаться на законодательном уровне разработать эффективную конструкцию защиты, которая удовлетворяла бы и теоретиков, и практиков.
Все понимают, что если выбрать в качестве основного средства защиты взыскание убытков, то это будет только способствовать процветанию рейдерства.
Ведь если целью незаконного отчуждения акций было лишение одного из акционеров контрольного пакета, то она будет достигнута, и никакая последующая компенсация ничего в этом вопросе не изменит. Кроме того, не нужно забывать и о правах других акционеров.
Пока теоретики спорят, суд принимает решение
Но оставим теоретикам поле для дискуссий и посмотрим, по какому пути пошла судебная практика в этом вопросе. Ведь в конечном счете именно суд ставит точку в споре.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций" виндикационное требование в отношении акций, предъявляемое к добросовестному приобретателю, может быть удовлетворено при наличии условий, предусмотренных ст. 302 ГК РФ.
Напомним эти условия: имущество должно быть возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель).
В этом случае собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в следующих случаях:
- когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение;
- либо похищено у того или другого;
- либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Таким образом, ВАС РФ признает возможность истребования бездокументарных ценных бумаг из чужого незаконного владения.
Немаловажную роль в этом вопросе играет и позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная им в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П. КС РФ исходит из того, что если имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, то имущество может быть возвращено из незаконного владения (виндикация). Именно к этому Постановлению КС РФ апеллируют судебные органы, принимающие решение в пользу возможности виндицировать акции.
А теперь посмотрим, как складывается судебная практика по данному вопросу в различных округах.
Чаще всего суды говорят - да!
Анализируя судебную практику, полезно знать аргументы, которые приводят суды в мотивировочной части решения, обосновывая свою позицию о возможности виндикации бездокументарных ценных бумаг.
Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 30.10.2006 N КГ-А40/10296-06-1,2 по делу N А40-10680/05-34-105 рассмотрел понятие "незаконный владелец" и определил, что незаконным владельцем является не только то лицо, которое самовольно присвоило имущество, но и тот, кто приобрел вещь у лица, не управомоченного распоряжаться ею.
При этом необязательно, чтобы действия незаконного владельца были виновными. Достаточно, чтобы владение было объективно незаконным. А раз истец являлся законным владельцем спорного пакета акций, тогда как ответчик владел ими по порочному основанию, нижестоящие судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (см. также Постановление ФАС Московского округа от 28.08.2007, 04.09.2007 N КГ-А40/8239-07 по делу N А40-61462/06-81-339).
В свою очередь, ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.06.2005 N Ф09-3770/03-С5 обратил внимание на то, что гл. 20 ГК РФ, определяющая способы защиты вещных прав, не делает исключения относительно бездокументарных ценных бумаг.
Важным является указание на то, что гражданское законодательство допускает приобретение в собственность вещей, определяемых родовыми признаками. А невозможность виндикации бездокументарных ценных бумаг явилась бы несоразмерным и несправедливым ограничением прав таких собственников по сравнению с лицами, обладающими правом собственности на вещи, которые могут быть индивидуализированы.
А в Постановлении от 02.04.2001 N Ф09-443/01-ГК ФАС Уральского округа подчеркнул, что ценные бумаги, включая акции в бездокументарной форме, не исключены из объектов вещных прав (ст. 149 ГК РФ). А законодатель в ст. 29 Закона N 39-ФЗ использует понятие "право собственности" в отношении как документарных, так и бездокументарных ценных бумаг.
Но у судов есть и другая точка зрения, которая, в свою очередь, подкрепляется совершенно иными аргументами.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 12.12.2005 N А54-1712/05-С17 указал на то, что истребование имущества из чужого незаконного владения предполагает фактическое владение ответчиком этим имуществом. Это является основанием того, что бездокументарная форма ценных бумаг не позволяет истребовать такие бумаги путем виндикации.
В качестве иных способов защиты прав истца судом было предложена возможность восстановления его в судебном порядке в правах акционера и внесения реестродержателем соответствующей записи в реестр акционеров.
* * *
Несмотря на существующую неоднозначную судебную практику по вопросу возможности виндикации бездокументарных акций, тенденция по данным спорам складывается в пользу защиты прав акционеров, а значит - в противовес проводимым корпоративным захватам, что весьма сужает поле деятельности для рейдеров в этой области.