Продолжаем знакомить читателей с инструментами анализа и управления предприятием на основе многофакторного анализа (см. «ЭЖ» № 28, с. 7, № 37, с. 32). В этой статье речь пойдет об экономическом анализе производимого продукта. Напомним, что качество и полезность любого инструмента проявляются в процессе его использования в руках «мастера».
Шосле выявления причин неэффективности ПХД и проблем в управлении ресурсами и процессами самое время заглянуть глубже и задать два вопроса: первый — насколько эффективно производство того или иного вида продукции (соотношение между используемыми ресурсами и производимой продукцией), второй — оптимальная ли программа производства и сбыта на предприятии? Решение этих вопросов лежит в области экономического и управленческого подхода к организации производства и деятельности предприятия.
Здесь важно понимать, что и как мы производим? Дает ли это доход? Стоит ли производить эти продукты дальше? Эти задачи решают производственники и экономисты. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно владеть информацией о процессе изготовления продукта и создания дохода. Только теория или профессиональный опыт не смогут помочь в этом.
Нужно досконально знать все о своем производстве, о процессах и работе персонала. Информация о взаимосвязях производственного процесса — самый ценный ресурс управления. Основной ее источник — затраты и доходы (производимый продукт).
Опыт многих предприятий показывает — не владея такой информацией, невозможно управлять.
Постепенно это приводит к ухудшению платежеспособности предприятия, а со временем может обернуться катастрофой. Работать с подобной информацией нужно скрупулезно, обращая внимание и на существенные моменты, и на детали. Для ее получения необходимы количественные методы и средства контроля (инструментарий, экономические расчеты).
Анализ финансового результата по продукту
Чтобы выявить причины, повлиявшие на отклонения в прибыли по продукту, нужно проследить и проанализировать процесс его производства не только с точки зрения стоимостной оценки, но и на основе данных о количественном использовании ресурсов, объема продуктов и времени (нормативов). При этом можно рассчитывать влияние различных факторов на прибыль, а именно изменение:
- цен ресурсов и продуктов;
- объемов производства в натуральном выражении;
- издержек;
- производительности.
Измерить влияние данных факторов на доходность (прибыльность) и эффективность производства данного типа продукта позволяет многофакторный анализ его финансового результата. Авторами разработаны подход и методика факторного анализа оценки эффективности производства отдельного продукта и производственной программы в целом. Практические результаты анализа приведены в табл. 1.
Смысл приведенного подхода и инструментария анализа состоит в оценке эффективности производства отдельного продукта для того, чтобы понять, что с ним делать дальше. Как, например, только разрезав и попробовав яблоко, вы видите, что у него внутри, и решаете: съесть его, отправить в компот либо выбросить. По сути, выявление факторов, повлиявших на эффективность производства продукта, и есть вкусовые ощущения, которые вы испытываете в случае с яблоком.
Но это лишь начало главного процесса моделирования программы производства и сбыта, после которого и принимаются решения о производстве тех или иных продуктов.
В нижней части таблицы приведены сравнительные результаты расчетов факторов, повлиявших на изменение результатов (доходности) производства продукта А за анализируемый период в процентах и стоимостном выражении. Стоимость одного нормо-часа в табл. 1 определяется отношением себестоимости единицы продукции ко времени ее изготовления (нормо-часы).
Результаты расчетов показывают, что на снижение прибыли на 179,7 млн руб. (с 565 до 385 млн руб.) повлияли следующие факторы.
Внешние:
- повышение цены продукта А на 0,3% привело к росту прибыли на 32 млн руб.;
- рост объемов ее производства на 8% способствовал приросту прибыли на 45 млн руб.
Внутренние:
- рост издержек производства (себестоимости) на 8% привел к снижению прибыли на 257 млн руб.
Превышение роста себестоимости производства продукта А по сравнению с ростом цены на него даже при увеличении объемов его выпуска ведет к падению доходов предприятия. А это значит, что производство продукции неэффективно. Рост ее себестоимости связан прежде всего с низкой производительностью, организационными и управленческими проблемами, в том числе неуправляемостью производственной программой. В такой ситуации повышение цен на продукцию не приведет к росту доходов от нее.
Анализ всей номенклатуры продукции
Предлагаемая технология анализа используется не только для анализа отдельных продуктов, но и для всей номенклатуры продукции. С его помощью можно наглядно показать основные источники сверхнормативных потерь, сопоставить различные варианты технологического процесса, найти выгодные сочетания ассортимента продукта, которые лучше соответствуют платежеспособному спросу и обеспечивают максимальную прибыль в течение длительного периода времени. Фрагмент многофакторного анализа финансового результата по программе производства приведен в табл. 2.
Данная модель позволяет анализировать влияние изменения 5 факторов на результативность производства (прибыль):
· цены продукта;
· цены ресурсов;
· объема выпуска продукции в натуральном выражении;
· технической эффективности;
· издержек производства (себестоимости выпуска продукции).
На основании приведенных расчетов можно анализировать каждый продукт программы производства в отдельности и видеть при этом общий результат по всей номенклатуре производимой продукции. В целом по всей номенклатуре выпускаемой продукции общий прирост прибыли составил 484 тыс. руб.
Приведенные примеры говорят о том, что подходы к снижению затрат следует искать в более эффективном использовании всех ресурсов, изменении их производительности (ресурсоемкое продукта), технических характеристиках производства, способах улучшения его организации и нормах расходования ресурсов на единицу продукции, что вполне подвластно руководителю и специалистам предприятия.
Таблица 1.
Многофакторный анализ финансового результата по отдельному виду продукции
Наименование предприятия:
|
ООО ПТП
| |||||||
Базовый период (факт): |
План
| |||||||
Отчетный период (факт): |
факт | |||||||
Продукция |
Количество |
Цена |
Затраты на единицу продукции |
Результат | ||||
трудоемкость |
стоимость 1 н/ч |
себестоимость единицы продукции |
объем произведенной продукции |
себестоимость произведенной продукции |
расчетная прибыль | |||
Наименование |
тыс. шт. |
тыс. руб. |
н/ч |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
млн руб |
млн руб |
млн руб |
Базовый период: план | ||||||||
Продукт А |
29,740 |
297 |
0,40 |
695 |
278 |
8833 |
8268 |
565 |
Отчетный период: факт | ||||||||
Продукт А |
32,112 |
298 |
0,40 |
715 |
286 |
9569 |
9184 |
385 |
Результат по продукту: | ||||||||
Прирост объема производства |
8,0% | |||||||
Рост цены продукта |
0,3% | |||||||
Рост издержек производства |
8,0% | |||||||
Изменение цены единицы издержек |
2,9% | |||||||
Рост объема производства |
+ 45,1 | |||||||
Рост производительности |
+ 0,0 | |||||||
Изменение издержек |
- 256,9 | |||||||
Изменение цены продукта |
+ 32,1 | |||||||
Разница в прибыли продукта А |
- |
179,7 |
|
|
|
|
Таблица 2.
Многофакторный анализ фи по всей произведенной продукции
Наименование предприятия: |
ООО ПТП | ||||||||
Базовый период (факт): |
план | ||||||||
Отчетный период (факт): |
факт | ||||||||
Базовый период: |
план | ||||||||
Продукция |
Количество |
Цена |
Затраты на единицу продукции |
Результат | |||||
|
трудоемкость |
стоимость 1 н/ч |
себестоимость единицы продукции |
объем произведенной продукции |
себестоимость произведенной продукции |
расчетная прибыль | |||
наименование |
тыс. шт. |
тыс. руб. |
н/ч |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
млн руб. |
млн руб |
млн руб. | |
Легковые и легкогрузовые шины | |||||||||
175R16C |
ВИ-14 |
1,553 |
0,551 |
0,97 |
0,533 |
0,517 |
0,856 |
0,803 |
0,053 |
185/75R16C |
31В |
10,508 |
0,559 |
1,01 |
0,517 |
0,522 |
5,874 |
5,485 |
0,389 |
215/90-15C(8.40-15) |
Я-102 |
0,813 |
0,476 |
0,96 |
0,819 |
0,786 |
0,387 |
0,639 |
- 0,252 |
215/90-15C(8.40-15) |
Я-245 |
1,168 |
0,469 |
0,95 |
0,785 |
0,746 |
0,548 |
0,871 |
- 0,324 |
195/65R15 кам. |
В-16 |
0,949 |
0,483 |
0,99 |
0,480 |
0,475 |
0,458 |
0,451 |
0,008 |
… |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
|
92,290 |
|
0,72 |
|
|
32,531 |
31,917 |
0,614 |
Отчетный период: факт | |||||||||
Продукция |
Количество |
Цена |
Затраты на единицу продукции |
Результат | |||||
трудоемкость |
стоимость 1 н/ч |
себестоимость единицы продукции |
объем произведенной продукции |
себестоимость произведенной продукции |
расчетная прибыль | ||||
наименование |
тыс. шт. |
тыс. руб. |
н/ч |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
млн руб. |
млн руб. |
млн руб. | |
Легковые и легкогрузовые шины | |||||||||
175R16C |
ВИ-14 |
0,126 |
0,536 |
0,97 |
0,530 |
0,514 |
0,068 |
0,065 |
0,003 |
185/75R16C |
31В |
13,365 |
0,563 |
1,01 |
0,504 |
0,509 |
7,524 |
6,803 |
0,722 |
215/90-15C(8.40-15) |
Я-102 |
0,986 |
0,459 |
0,96 |
0,799 |
0,767 |
0,453 |
0,756 |
- 0,304 |
215/90-15C(8.40-15) |
Я-245 |
0,214 |
0,467 |
0,95 |
0,774 |
0,735 |
0,100 |
0,157 |
- 0,057 |
… |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
|
102,374 |
|
0,75 |
|
|
36,754 |
35,655 |
1,098 |
Индексы изменений: | |||||||||
цены продукта |
1,005 | ||||||||
объем производства |
1,124 | ||||||||
цены ресурса |
0,995 | ||||||||
технической эффективности |
1,000 | ||||||||
издержек производства |
1,122 | ||||||||
Факторы, влияющие на прибыль в стоимостной оценке: | |||||||||
Сумма прироста прибыли |
= 0,484 | ||||||||
рост объема производства |
| ||||||||
изменение издержек |
+ 0,076 | ||||||||
техническая эффективность |
+ 0,069 | ||||||||
изменение себестоимости выпуска продукции |
0,000 | ||||||||
изменение цен на продукцию |
- 0,166 | ||||||||
сумма прироста прибыли |
+ 0,173 | ||||||||
|
= 0,484 |