Президент РФ 29 июня подписал Федеральный закон № 97-ФЗ, направленный, в частности, на совершенствование документооборота между банками и налоговыми органами и уточнение порядка налогообложения процентных доходов, полученных иностранными организациями. Проанализируем самые важные изменения, внесенные в налоговое законодательство этим документом.
Изменения коснулись обеих частей НК РФ. В частности, в первую внесены не только поправки технического характера, но и весьма значимые смысловые изменения и дополнения.
Споров о сроках подачи бухотчетности больше не будет
Теперь в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлен срок для подачи в инспекцию по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сделать это нужно не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухучет). В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающего в силу c 2013 г., срок для подачи годовой бухгалтерской отчетности также установлен равным трем месяцам после окончания отчетного периода. То есть нормы подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ приведены в соответствие с положениями бухгалтерского законодательства. Обратите внимание: новая редакция НК РФ предусматривает обязанность подавать только годовую бухотчетность. Таким образом, от сдачи промежуточной бухотчетности компании с 2013 г. будут избавлены. Внесены изменения и в п. 7 ст. 23 НК РФ. Уточнено, что сообщения, предусмотренные п. 2 и 3 названной статьи (о банковских счетах, участии в организациях и т.д.) и направляемые налоговикам в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В действующей редакции этой нормы речь идет об электронной цифровой подписи, в то время как Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утратил силу с 1 июля 2012 г. Исходя из п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная цифровая подпись до момента утраты силы старым законом равнозначна квалифицированной электронной подписи. Таким образом, поправки избавляют правоприменителей от споров, какой электронной подписью — простой или усиленной, подписывать направляемые в инспекцию документы, установленные п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, после утраты силы старым Законом об электронной подписи. Забегая вперед, отметим, что аналогичные изменения внесены в ст. 80 и 169 НК РФ: декларации, подаваемые в налоговый орган в электронной форме, и электронный счет-фактуру также нужно подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Изменения вводятся в действие с 1 августа 2012 г.
Бумаги станет меньше
На уменьшение бумажного документооборота между банками и налоговыми органами направлен ряд поправок в НК РФ. Закреплено, что форма и форматы сообщения банка о неисполнении либо частичном исполнении поручения налогоплательщика или инспекции и порядок передачи документа в электронной форме устанавливаются Банком России по согласованию с фискальным ведомством. Поправки в п. 4 ст. 76 НК РФ устанавливают единый способ обмена документами между банками и налоговыми органами, устраняя некоторые противоречия, содержащиеся в действующей редакции Налогового кодекса. В новой редакции нормы говорится, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств должно направляться в банк только в электронной форме. Действующая редакция предусматривает два варианта — на бумажном носителе или в электронном виде, что нередко приводит к дублированию документов. Также не предусматривается в новой редакции НК РФ возможность вручения представителю банка под расписку решения об отмене приостановления операций по счетам — этот документ тоже будет передаваться только в электронной форме. В абзаце 4 п. 4 ст. 76 НК РФ уточнено, что Федеральная налоговая служба должна согласовать с Банком России форматы для указанных выше решений. Эти изменения «заработают» с 1 августа 2012 г. Соответственно форматы документов должны появиться не позднее названного срока.
Возврат по электронному заявлению
Заявления о возврате или зачете излишне уплаченного (излишне взысканного) налога с 1 августа 2012 г. можно будет подавать в инспекцию в электронном виде по ТКС. Условие: документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Соответствующие дополнения внесены в ст. 78 и 79 НК РФ. Аналогичные поправки коснулись и п. 6 ст. 176 НК РФ: заявление о возврате суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, также можно будет направить в инспекцию в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС.
Налоговики получат доступ к банковским счетам граждан
Важные изменения претерпела ст. 86 НК РФ. Уточнено, что банки обязаны представлять налоговикам справки не только о наличии счетов и остатках денежных средств на них, остатках и переводах электронных денежных средств, но и о вкладах (депозитах). К тому же в определенных случаях получать перечисленные сведения фискалы смогут в отношении не только организаций и коммерсантов, но и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Раньше такого права у налоговиков не было. Получить у банка сведения о наличии счетов, остатках денежных средств на них, платежах «электронными» деньгами, вкладах и депозитах граждан налоговики смогут на основании соответствующего запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Поправки начнут действовать с 1 января 2013 г.
О налоге на прибыль для резидентов Калининградской ОЭЗ
Внесены дополнения в ст. 288.1 НК РФ, устанавливающую особенности исчисления и уплаты налога на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области. Закреплено, что для целей налогообложения прибыли от реализации инвестиционного проекта резиденты Калининградской ОЭЗ учитывают доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей в связи с изменением установленного Банком России курса иностранной валюты, переоценки валютных ценностей (кроме ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте (исключая выданные (полученные) авансы). Также учитываются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей из-за отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от курса Банка России на дату перехода права собственности.
Эта норма вступила в силу с 2 июля 2012 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Отметим, что до принятия поправок официальная точка зрения Минфина России заключалась в следующем: п. 5 ст. 288.1 НК РФ устанавливает ограничение, по которому доходами, полученными в рамках инвестиционного проекта, признаются только доходы от реализации. Поэтому все внереализационные доходы, в том числе в виде положительных курсовых разниц, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. В отношении расходов такие ограничения ст. 288.1 НК РФ не установлены. Следовательно, внереализационные расходы в виде отрицательных курсовых разниц, произведенные в результате реализации инвестиционного проекта и определяемые на основании раздельного учета, облагаются налогом на прибыль в соответствии со ст. 288.1 НК РФ. Такое мнение сформулировано, например, в письме Минфина России от 03.02.2012 № 03-03-10/7.
Налоговым агентам меньше хлопот
Расширен перечень доходов, получаемых иностранным контрагентом от российской организации, при выплате которых обязанности налогового агента не выполняются. Так, не удерживается налог на прибыль при выплате процентных доходов по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам. Не исполняются обязанности налогового агента и при выплатах по обращающимся облигациям, выпущенным российскими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств (подп. 7 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Также не удерживается налог в случаях выплаты российскими компаниями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении условий, прописанных в подп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ:
долговые обязательства, по которым выплачиваются процентные доходы, возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций;
иностранные организации, получающие процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет действующие договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения. При этом иностранная организация должна предъявить российской компании — источнику выплаты дохода подтверждение того, что она являлась лицом с постоянным местонахождением в соответствующем государстве.
Определение обращающихся облигаций для целей применения положений подп. 7 и 8 п. 2 ст. 310 НК РФ дано в подп. 1 п. 2.1 данной статьи, введенного комментируемым документом. Отметим, что к российским организациям в целях применения указанных норм приравниваются иностранные организации, которые осуществляют деятельность на территории РФ через постоянное представительство. Об этом говорится в подп. 2 п. 2.1 ст. 310 НК РФ.
Обратите внимание: новые положения ст. 310 НК РФ вступили в силу с 1 июля 2012 г., однако их действие распространяется на правоотношения по исчислению и удержанию налога, сложившиеся начиная с 1 января 2007 г. При этом применяться они будут только в отношении обращающихся облигаций, выпуск которых завершен до 1 января 2014 г.
Дата отмены ЕНВД больше не тайна
В заключение отметим, что странным образом в комментируемый документ затесалось единственное упоминание о спецрежимах: в п. 8 ст. 5, устанавливающей порядок вступления Закона № 97-ФЗ в силу, сказано, что положения главы 26.3 НК РФ не применяются с 1 января 2018 г. На наш взгляд, уместнее было бы видеть такую норму в профильном документе (Федеральном законе от 25.06.2012 № 94-ФЗ). Но законодателям виднее…